24 июля сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели православный альманах к дню Крещения Руси в рамках договора на библиотечно-информационное обслуживание с ФШ г.Ростова-на-Дону, ССЖ, «Исток», «Гранд».
Открыл альманах православный час «Сила любви: Святые Пётр и Феврония», который провела заведующий БИЦ Елена Юрьевна Эсаулова у выставки «Сила любви и семьи».
Любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания. В России есть своя красивая и трогательная история жизни святых Петра и Февронии Муромских, их любви и верности. Как при жизни, так и после смерти Петра и Февронию пытались разлучить, но великая сила любви и преданности друг другу не позволила свершить это деяние. 8 июля отмечали удивительный и древний праздник в честь супружеской пары Петра и Февронии, покровителей семьи. Праздник старинный: в народе Петра и Февронию из Мурома считали святыми задолго до 1547 года, когда Церковь узаконила эту традицию. С 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а после подписания указа президентом Путиным, праздник стал официальным.
Зав. сектором отраслевой литературы Ольга Геннадьевна Титова провела исторический хронограф «Здесь Родины моей начало».
Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Многих мучает вопрос: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве? Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу». Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического. Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства. Какими же были последствия крещение Руси? Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам. Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене.
В продолжение мероприятия провела викторину «Крещение Руси». Некоторые факты о Крещении Руси бесспорны и известны каждому, другие не так однозначны, но тем не менее интересны. Вспомнить и узнать новое помогла викторина, в ходе которой члены мероприятия ответили на такие вопросы, как: в Византийских хрониках первое упоминание о Русской епархии относится не к 10 веку, а к 9 веку, то есть на сто лет раньше известной нам даты. С чем это связано?
Православная беседа «Пока горит свеча», подготовленная зав. сектором детской литературы Евгенией Николаевной Беляевой продолжила православный альманах.
Происхождение свечи — нераскрытая тайна. Нет ни фактов, ни документов. Есть лишь легенды, колдовские книги и догадки. Может быть, именно поэтому и сама свеча до сих пор окутана магической загадочностью. По одной из версий свеча появилась в Древнем Египте. Первое официальное упоминание о свечах относится примерно к 10 веку до н.э., и эти свечи, конечно же, мало напоминали свечи современные. Это были всего лишь фитиль или щепочка, помещенные в чашу с жиром.
Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освящения дома, потому что богослужения часто совершались ночью. В тех местах новозаветных священных книг, где упоминаются светильники, речь может идти и о свечах. Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей.
Далее, ведущий библиотекарь БИЦ Елена Александровна Березовская провела час истории «Русь православная» у тематической выставки «Крещение Руси».
Что означает слово «православие»? Само слово «православие» означает «правильно славить Бога». Через тысячелетия пронёс русский народ светлую и благодатную веру в Бога. Ничто не поколебало его на этом пути. Вот как все начиналось…Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре. В правление Владимира Русь достигла неслыханного величия и могущества. Недаром его имя известно не только в литературных источниках отечественного, но и зарубежного происхождения.
Великая страна – Россия. Она богата своими полями, лесами, реками и озёрами, своей культурой, традициями, людьми. В течение 10 веков русская история слагалась христианами. Каждая страна с уважением вспоминает своих самых достойных граждан. Россия среди самых великих назовёт не только знаменитых поэтов, художников, учёных, но и православных святых. События их жизни вплетены в историю жизни России. Тысячу лет тому назад пришли на славянские земли святые Кирилл и Мефодий и составили славянскую азбуку. У славян появилась письменность. Святой, равноапостольной была прославлена княгиня Ольга – первая официальная христианка Руси. И внуку своему, святому князю Владимиру, она смогла поведать о красоте веры христианской. Великий князь Владимир крестился сам и крестил Русь. Так начиналась святая Русь. Сегодня мы пытаемся понять: почему с таким трепетом, уважением относились к святым наши предки, почему Русь называли святой? Что необходимо делать сегодня, чтобы такой она и оставалась?
В заключение православного альманаха «К истокам Руси» сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова раздали участникам мероприятия буклеты «Сила любви» и «Крещение Руси».