«Мятежный гений»: день памяти Лермонтова

Ежегодно 27 июля в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века. Поэт был убит на дуэли 27 июля 1841 года (15 июля по старому стилю). Первые стихи Лермонтов написал в 14 лет. А всего творческая деятельность его продолжалась 13 лет. За это время он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом.

В этот день сотрудники БИЦ имени М. В. Ломоносова провели ряд мероприятий, посвящённых этому самому юному классику в истории мировой литературы.
 Мероприятия проходили в секторе художественной литературы у книжной выставки «Лермонтов и Кавказ», а также на компьютерах БИЦ весь день можно было посмотреть видео-презентации о жизни и творчестве великого русского поэта.

Литературный час «Нет, я не Байрон, я другой…»

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

М.Ю. Лермонтов

Ежегодно 27 июля в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века. Поэт был убит на дуэли 27 июля 1841 года (15 июля по старому стилю).

Миссия Михаила Юрьевича Лермонтова на земле и в поэзии — одна из самых загадочных. Кто определил его судьбу? Кем он послан миру и зачем?

Белинский писал о нём: «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли. Он прекрасен, полон поэзии даже тогда, когда человеческое чувство восстаёт против него: ему другое назначение, чем вам. Его страсти-бури, очищающие атмосферу!»

Этот юноша буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей. А сколько было задумок!..

Первые стихи Лермонтов написал в 14 лет. А всего творческая деятельность его продолжалась 13 лет. За это время он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом.

Помимо поэтических способностей, природа одарила Михаила Юрьевича Лермонтова разнообразными талантами. Он играл на скрипке, рояле, замечательно пел, сочинял музыку, решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом и с особой охотой занимался живописью. Сохранилась серия картин Лермонтова, выполненных маслом, множество акварелей, рисунков пером, карандашом.

Творческая натура не помешала поэту связать свою жизнь с армией. По воспоминаниям однополчан, он демонстрировал блестящее знание военного дела, первым мчался на врагов и разделял все тяготы быта с рядовыми солдатами.

Михаил Юрьевич так никогда и не смог полностью посвятить себя литературе, хотя именно это и хотел сделать зимой 1840-1841 годов, но судьба распорядилась иначе. Последние месяцы своей жизни Лермонтов провёл в Пятигорске. Ссора с Н.С. Мартыновым привела к дуэли, которая состоялась 15 (27) июля у подножия горы Машук. В результате поединка Лермонтов получил тяжёлое ранение и скончался.

Через день поэт был похоронен на пятигорском кладбище. Позже бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, добилась разрешения на перезахоронение внука. Его прах перевезли в семейную усыпальницу села Тарханы.

Знаменитый поэт погиб, не дожив даже до 27 лет. При этом за свою короткую жизнь он успел создать признанные шедевры, которые золотыми буквами вписаны в историю русской литературы.

Многие поэты-современники Лермонтова посвятили ему стихи. Лев Николаевич Толстой признавался, что его знаменитая эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского стихотворения «Бородино». Строками из стихотворений Лермонтова назвали книги В. П. Катаев «Белеет парус одинокий» и А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

Поэзия М. Ю. Лермонтова стала подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из его стихов стали народными песнями.

Сама загадочная личность поэта, а также созданные им герои не раз вдохновляли режиссёров на съёмки художественных и документальных фильмов, таких как «Княжна Мэри», «Маскарад». Пьесы Лермонтова до сих пор с успехом ставят в театрах России и на международных площадках.

Имя М.Ю. Лермонтова, как драматурга, присвоено нескольким драматическим театрам. Так, в год 100-летия смерти Михаила Лермонтова Государственному русскому драматическому театру в Грозном присвоили имя классика русской литературы.

Его память увековечена в географических названиях. Например, город Лермонтов находится в Ставропольском крае. Улицы, площади и проспекты имени Лермонтова есть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, в том числе и в Ростове-на-Дону.

Немало в России и памятников талантливому поэту. Многие из них связаны с местами, где бывал Михаил Юрьевич. Но самым первым памятником является скульптурное изображение Михаила Юрьевича Лермонтова в центре Пятигорска. Памятник был открыт 16 (28) августа 1889 года. Установлен он на народные пожертвования, которые собирались долгих 18 лет по всей стране. Автором монумента является скульптор А. М. Опекушин.

Лермонтов изображён присевшим на уступе скалы и печально смотрящим на Кавказские горы, рядом с ним лежит раскрытая книга. Во всём этом есть иносказательный смысл. Поэт сидит спиной к Машуку, как бы подчёркивая, что прошлое позади, а впереди – только вечность. А сидячая поза поэта говорит о том, что не успел он крепко встать на ноги и раскрыть свой талант в полной мере.

У подножия памятника каждый год проводятся праздники, посвящённые Лермонтову. Любители поэзии из разных стран мира приезжают сюда, чтобы поклониться великому поэту.

Подготовила зав. сектором художественной литературы Герасименко Е. Е.

Поэтический час «Певец возвышенный и юный»

Одним из величайших поэтов XIX века мы можем смело назвать Михаила Юрьевича Лермонтова.

Его стихи многие учат наизусть, для кого-то он — любимый поэт. Казалось бы, мы все о нем знаем: жизнь, творчество, идеалы, принципы. А так ли это на самом деле? Кого-то стихи Лермонтова не трогают, для кого-то он — гений, великий творец слова. Кто-то не может ни строчки понять из его стихотворений, кто-то с ним просто не согласен. Одни им восхищаются, другие учатся у него жизни, реалистическому отношению к миру Стихи этого поэта не дарят успокоение или чувство умиротворения. Они заставляют думать о жизни и смерти, о любви и ненависти, счастье и горе, о назначении человека, о предназначении поэта и поэзии. Как и у многих других поэтов, последняя тема становится у Лермонтова одной из ведущих. Она была раскрыта и А. С. Пушкиным, и, впоследствии, А. Блоком, А. Ахматовой. М. Ю. Лермонтов говорил о назначении поэта и поэзии своими словами: грустными и жестокими, правдивыми и справедливыми. Его стихи «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк», «1831-го июня 11 дня» , наверное, лучше всего помогают нам понять взгляд Лермонтова на назначение поэта и поэзии, понять его самого. С самого начала своего творческого пути, уже в четырнадцать лет, Михаил Юрьевич задумывался о своем предназначении в этой жизни, о предназначении каждого поэта. Именно тогда он и пишет свое стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Сравнивая поэта с художником Рафаэлем, сравнивая свои стихи с картинами живописца, а его Музу — со своей, Лермонтов наполняет стихотворение яркой образностью, контрастностью. Перед нами возникает живая картинка, воплощенные в слова представления и мечты: «Когда Рафаэль вдохновенный Пречистой девы лик священный Живою кистью окончал, Своим искусством восхищенный, Он пред картиною упал! Он забывал порыв небесный. И далее: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу призрак бежит! Но долго, долго ум хранит Первоначальны впечатленья». Оптимизм, упоение своим даром врываются в эти строки. Мы видим, что для М. Ю. Лермонтова счастье — творить. С каким восторгом он описывает свое вдохновение, нисходящее на него. Так и льется радость из строк стихотворения. И нам самим неожиданно хочется сесть и, следуя примеру Лермонтова, покориться Музе и выразить свои чувства поэтическими образами. Сколько оптимизма, сколько здесь надежды на будущее! Но вдруг: «Холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Что это? Где упоение своей силой, стремление сделать мир прекраснее с помощью своей поэзии? Реальность настигла поэта. Он внезапно понял, прозрел: не все можно сказать словами, не все чувства можно выразить. А самое главное — не все тебя поймут! И я влачу мучительные дни Без цели оклеветан, одинок». Говорил ли Лермонтов только о себе? Не кажется ли вам, что здесь звучат отголоски еще чьей-то судьбы? Погиб поэт! — невольник чести Пал, оклеветанный молвой. В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов грозно и непреклонно выносит приговор своим современникам, обществу, в котором он творил. Не смогли они уберечь поэта, не смогли его понять. Они не услышали его призывов и воззваний, не приняли его правды. Теперь носить ему [Пушкину] венок терновый, что язвит его чело, «приют певца» теперь «угрюм и тесен», да «на устах его печать». Сколько горечи и боли, обиды в словах Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!» Не может Лермонтов простить своим современникам смерти дивного гения, светоча русской поэзии. Черными, темными красками описывает Лермонтов свои чувства; его слова наполняют и нас болью и обидой, гневом и унижением: «А вы, надменные потомки! И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!» Где светлый поэт с мечтами и устремлениями? Он «потерялся» в реальности, он увидел мир, какой он есть. Он увидел «пророков» своего времени: «В наш век изнеженный, не так ли, ты, поэт Свое утратил назначенье… Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Лермонтов видит, что поэты — певцы правды и справедливости — променяли свое предназначение на злато и серебро. Он возмущен и поражен. Он не хочет их понять. Как можно, встав на путь служения народу, забыть о нем. Как истинный поэт, наследник Ломоносова и Державина, Жуковского и Пушкина, Лермонтов всегда остается верен своему предназначению. Он уверен в том, что нашел свой смысл в жизни. И как бы ни было тяжело, главное — чтобы его услышали и поняли. Поняли ли его? Услышали ли? Сомневаюсь! Люди боятся слышать правду, боятся верить грозному слову. Горькая правда или сладкая ложь? Лермонтов выбрал первое! Он пророк, служитель народа; словом он приносит в толпу смирение, поэтической строкой помогает людям увидеть свет и понять самих себя, но: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В глазах людей читаю я Страницы злобы и порока». В этом стихотворении («Пророк») Лермонтов выразил свое понимание предназначения поэта и поэзии. И не только: он показал всю суть его несчастий и уготованную ему судьбу. «Природа ласково его встречает, тварь земная покорна ему, звезды, лучами играя, слушают его. А в городе, где шум и гам «гуляют», там старики лишь детям говорят, что горд он был и с миром не ужился, угрюм и худ пророк: Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» А он идет вперед, он ведь пророк, и жизнь его бессмысленна без слова. Ему судьбой назначено нести в толпу свет, а изгонять оттуда тьму. И всю свою жизнь, все лучшие годы своей жизни поэт-пророк, не останавливаясь, будет идти к своей цели. Так шел Лермонтов, а до него — Пушкин, а потом — Есенин, Цветаева, Ахматова. Читая стихи Лермонтова о назначении поэта и поэзии, не говорите, что они пессимистичны, что от светлого понимания своего предназначения он пришел к тому, что стал тяготиться своим даром. Нет! Это не так! Вчитывайтесь, вдумывайтесь! Вы увидите свет, вы увидите любовь к народу, желание творить и дарить людям радость. Не это ли главное предназначение поэта и поэзии? Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец.

Подготовила видеопрезентацию и провела поэтический час библиотекарь М. В. Забродина.

Диалог с читателем «Мнения современников о М.Ю. Лермонтове»

По этической стороне вопроса мы не будем указывать ссылки на конкретных людей и сохраним анонимность мнений.

«Чем М.Ю. Лермонтов может быть интересен современному человеку?»

 «М. Ю. Лермонтов за короткую жизнь успел оставить яркий след в культурном наследии России. Любое произведение гениального поэта, прозаика и драматурга волнует и восхищает читателя. Многообразие его талантов поражает изложением мыслей прекрасным литературным слогом».

«Проходят века, но волновавшие Лермонтова вопросы остаются вечными. Основная тематика его творчества – поиск смысла жизни, любовь и дружба, свобода и одиночество. Эти вопросы волновали каждое поколение, именно поэтому его произведения остаются бессмертными, они интересны читателю любого возраста»

«Никого не оставит равнодушным произведение автора  “Герой нашего времени”. Лермонтов написал пять частей романа, каждая из которых может служить отдельным произведением. Объединяет их образ главного героя – молодого дворянина Григория Александровича Печорина».

«Название романа вызвало бурю негодования среди современников автора, ведь Печорин далеко не идеален, на него не стоит равняться: он не прославил Отечество, не жертвовал собой ради других. Более того, он нес лишь страдания окружающим и любящим его людям. Попытки героя Лермонтова обрести любовь не увенчались успехом. Он погубил черкешенку Бэлу, разбил сердце княжне Мери, заставил страдать Веру… Женщины искренне привязывались к Печорину, но он не отвечал им глубоким чувством. Такие эгоистические поступки присущи и некоторым нынешним “героям”. Печорин не способен даже на верную дружбу, чем разочаровал Максим Максимыча, к тому же от его руки погибает Грушницкий».

«Но все-таки лермонтовский герой романа наделен горячим сердцем, он критически относится не только к окружающим, но и к собственной натуре. Печорин способен чувствовать боль других и переживать, хотя внутренняя противоречивость не позволяет ему признать очевидных истин».

«Лермонтову удалось передать трагизм и глубину души Печорина, для которого старые стереотипы разрушены, а новые пока не приобретены. Подобные искания присущи и нынешнему поколению, читателя любой эпохи волнуют те же вопросы. Время неумолимо движется вперед, но Лермонтов навсегда останется в списке величайших русских талантов».

«М.Ю. Лермонтов был, есть и будет актуален во все времена. Потому как он в своих произведениях затрагивал вечные темы, животрепещущие, раскрывающие человеческую суть. Его произведения до сих пор изучают в образовательных учреждениях, он великий классик. Его произведения связывают некоторые особенности разных культур, особенности характера человека, способы мыслить, сущность разных ценностей жизни, которые исповедуют люди определенных кругов. В его книгах есть то самое что описывает жизнь. А человек не меняется. Да меняются обстоятельства, в которых мы живем, создавая себе их сами, мы растем возможно в каком то смысле, наблюдается прогресс в обществе и все такое… Но при этом общие ценности, главные ценности они вечны. А он в своих произведениях сумел затронуть именно глубинные стороны человеческой души, которые будут актуальны всегда. Поэтому согласно логике, его творчество будет жить еще очень долго».

«К сожалению, сейчас почти вся классика устарела для современной молодежи, да и не только для нее. Увы и ах! Все же, есть и ценители русского творчества и любители. Думаю, что не все так плачевно, во всяком случае, хочется так думать».

«Я думаю, что ни у одного цивилизованного человека не повернется язык назвать М.Ю.Лермонтова «устаревшим». Он с нами на протяжении всей нашей жизни. Его «Колыбельная», «Бородино», «Парус»..Да всего не перечислишь. Взрослеем и мудреем мы, а вместе с нами » взрослеет» и творчество поэта. Мы уже не как в школьные годы осмысливаем стихотворение «Родина», перечитываем в минуты грусти письмо Веры к Печорину из «Героя нашего времени». Его произведения востребованы всегда».

«Начинается все, конечно, со школьной программы. Хрестоматийный «Парус» овеян духом романтизма, странствий, познания. Он вселяет уверенность и надежду. Известно: взрослея, юноши порой сомневаются, куда идти им дальше, а вот с «Парусом» уже не так страшно вступать в этот мир. В целом же творчество Лермонтова отличает очень хороший, классический русский язык, там нет каких-то заигрываний с речью, нет наигранных словесных нагромождений».

Что можно посоветовать молодежи – как общаться с Лермонтовым?

«Читать! Интересоваться им как личностью, и тогда столько удивительного откроется! И обязательно гулять по лермонтовским местам, как в нашем городе Ростове-на-Дону, так и местах на Кавказе, где столько всего связано с его именем».

Подготовила зав. филиалом Эсаулова Е. Ю.

Библиотечный урок «Мятежный гений вдохновения»

Подведем итоги нашего сегодняшнего дня, посвящённого М.Ю. Лермонтову.

Предлагаем вашему вниманию викторину. Проверьте, насколько хорошо вы запомнили основные вехи жизни и творчества великого поэта.

Мы ждём вас в библиотеке. Здесь хранится много книг, в том числе сборники стихотворений и прозаических произведений писателя, в которых он высказывал свои мысли, выражал свои чувства, переживания, описывал свои эмоции.

У нас также есть книги о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. С некоторыми из них, рассказывающими о кавказском периоде жизни поэта, вы можете ознакомиться на нашей выставке «Лермонтов и Кавказ».

Весь сегодняшний день мы проводили беседы у книжной выставки.

Также и вашему вниманию предлагаем рассказ о нескольких книгах, авторами которых была предпринята попытка установить истину или, во всяком случае, помочь читателям составить собственное мнение об обстоятельствах последних месяцев жизни М. Ю. Лермонтова и роковой дуэли с Мартыновым.

1. Дуэль Лермонтова и Мартынова: подлинные материалы уголовного дела / под общей редакцией В. Н. Буробина. – Москва: Каталог БГ; Белый город, 2012. – 192 с.: ил. – (Русские судебные процессы).

Подлинные материалы уголовного дела позволяют установить многие важные обстоятельства роковой дуэли, в том числе узнать, были ли нарушены правила поединка, и исключить целый ряд ошибочных версий о случившемся.

Кроме того, приведенные в книге исторические документы дают представление о том, как велось военно0судебное производство по делу в то время и какие обстоятельства принимались во внимание при нарушении наказания за участие в дуэли.

2. Злобин, В. А. Дуэли Лермонтова. Дуэльный кодекс де Шатовильяра / В. А. Злобин. – Москва: Белый город, 2014. – 256 с.: ил.

Всего дуэльных поединков у Лермонтова было два: один в Санкт – Петербурге, а другой, трагически закончившийся, — в Пятигорске. В основном в представляемых материалах затрагивается дуэль Лермонтова с Мартыновым, поскольку помимо того, что она повлекла смерь поэта, многие обстоятельства этой дуэли до настоящего времени не выяснены и являются предметом постоянных споров.

Вторая часть книги посвящена впервые публикуемому в России Дуэльному кодексу де Шатовильяра, текст которого был переведен с французского на русский язык в ходе подготовки этой книги. В разработке кодекса де Шатовильяра участвовало около ста родовитых французских аристократов. Изданный в Париже в 1836 году, он является фактически первым дуэльным кодексом, приводящим в систему правила дуэли, существовавшие на первую половину XIX века.

Читателю предлагается с учетом Дуэльного кодекса самому оценить правомерность действий участников дуэлей – как самих дуэлянтов (Лермонтова, Мартынова и де Баранта), так и их секундантов.

3. Мартьянов, П. К. Последние дни жизни М. Ю. Лермонтова / П. К. Мартьянов; сост. и авт. предисловия А. А. Алексеев. – Москва: Гелиос АРВ, 2008. – 384 с.

Пробелов, неясностей, поразительных совпадений в жизни Лермонтова немало. Но самая большая тайна – гибель поэта 15 (27) июля 1941 года. Поразительно, но тридцать лет никто не интересовался этой трагической историей, пока военный литератор П. К. Мартьянов (1827 – 1899) не отправился летом 1870 года в Пятигорск и подробно не расспросил отставного майора В. И. Чилаева (1798 – 1873), в доме которого в 1841 году жил Лермонтов, о последних днях жизни поэта.

Впоследствии Мартьянов опубликовал свои находки сначала в журнале «Всемирный труд» (170, № 10), а потом в серии захватывающих очерков.

4. Михайлов, В. Ф. Михаил Лермонтов: роковое предчувствие / В. Ф. Михайлов. – Москва: Эксмо, Алгоритм, 2012. – 464 с. – (Лучшие биографии).

Автор биографической книги «Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие»(первоначальное название — «Один меж небом и землей») — писатель Валерий Михайлов. Сам, будучи поэтом, он и книгу о своем выдающемся предшественнике написал в личностно-лирическом ключе.

«В Лермонтове, как ни в ком другом из русских поэтов, небо сошлось с землей, — расшифровывает суть своей книги Михайлов. — Можно только догадываться о том, как это произошло, но итог соединения, соития, сплава невозможно не ощутить: обаяние, магнетизм Лермонтова столь велики, что не тают с годами, река времен словно бы в задумчивости обтекает этот могучий, дышащий тайною жизнью утес. Теперь, по прошествии двух веков, очевидно, что Лермонтов — непреходящая, неизъяснимой притягательности и глубины тайна русской литературы, русской жизни и русской души».

Свое проникновение в мир Лермонтова автор книги выстраивает по двум сопряженным линиям. Первая — это осмысление фактов биографии: от самого рождения до трагического конца. Причем внешняя канва жизни «счастливого и беззаботного на вид» юноши причудливо переплетается со скрытой драмой его духовного бытия, глубины которого раскрылись лишь в творчестве. Вторую линию книги и составляет философское прочтение лермонтовских текстов.

5. Чекалин, С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… / С. В. Чекалин. – Москва: Знание, 1991. – 256 с.

Книга о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Она написана в форме рассказов, объединённых единым поисковым сюжетом. Автор знакомит читателя с некоторыми страницами биографии поэта, историей создания «Героя нашего времени», расшифровывает лермонтовские рисунки, приводит новые сведения о друзьях Лермонтова. Отдельная глава посвящена расследованию обстоятельств дуэли и гибели великого поэта.

6. Шахмагонов, Н. Ф. Последние дуэли Пушкина и Лермонтова / Н. Ф. Шахмагонов. – Москва: Вече, 2017. – 384 с. – (Пушкинская библиотека).

Две роковые дуэли… Не все обстоятельства этих поединков досконально изучены, особенно вызывает много вопросов дуэль Лермонтова и Мартынова. Каждый из поэтов имел множество влиятельных врагов, каждый пользовался славой вольнодумца и возмутителя общественного спокойствия, каждый из них, в разные годы, вызывал недовольство императора и его окружения. Эти обстоятельства иногда наталкивают современных биографов на версии масонских или придворных заговоров, целью которых было убийство Пушкина и Лермонтова.

Данная книга знакомит читателей с одним из подобных предположений, принадлежащих перу писателя, автора художественно-исторических биографий, Николая Шахмагонова.

Подготовила заведующая сектором художественной литературы Герасименко Е. Е.