«Идти бестрепетно»: писатель Евгений Водолазкин

 Сегодня, 21 февраля, день рождения отмечает один из самых интересных и востребованных российских писателей  — Е. Г. Водолазкин.

Евгений Германович Водолазкин родился в 1964 году в Киеве. В 1981 г. окончил школу с углублённым изучением украинского и английского языков и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 г. с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

После защиты в 1990 г. кандидатской диссертации на тему «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, возглавлявшийся академиком Д. С. Лихачёвым. Работая в институте, публиковался в «Трудах Отдела древнерусской литературы», журнале «Русская литература» и других изданиях, принимал участие в подготовке Энциклопедии «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси».

В 1992 г. в связи с получением Д. С. Лихачёвым Тепферовской премии, предусматривавшей годичную стажировку ученика лауреата в Германии, был приглашён Мюнхенским университетом, где изучал западную медиевистику, а также читал лекции по древнерусской литературе.

Вернувшись в Петербург, продолжил исследовательскую работу в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии. Совместно с Г. М. Прохоровым и Е. Э. Шевченко издал книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские» (1993, 1994). Участвовал в ряде конференций в России и за рубежом, в том числе – в Международных съездах славистов в Кракове (1998) и Любляне (2003). В 1998 г. в Пушкинском Доме Е. Г. Водолазкиным была организована международная конференция «Монастырская культура: Восток и Запад» (материалы конференции составили основу одноимённого издания, вышедшего год спустя).

В 1998-2002 гг. (с перерывами), будучи стипендиатом Фонда Александра фон Гумбольдта, занимался исследовательской работой в библиотеках Германии. В 2000 г. в Мюнхене Водолазкиным была опубликована монография «Всемирная история в литературе Древней Руси», защищённая им в том же году в ИРЛИ в качестве докторской диссертации. В исследовании разработана и обоснована новая концепция древнерусского исторического повествования. Помимо публикаций, эта концепция была представлена на конференциях по медиевистике и лекциях в Санкт-Петербургском университете.

В 2002 г. выпустил книгу «Дмитрий Лихачёв и его эпоха», в которую вошли воспоминания и эссе выдающихся учёных, писателей и общественных деятелей (переработанное и дополненное издание – 2006 г.). С начала 2000-х годов наряду с научными исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы («Независимая газета», «Новая газета», «Литературная газета», журналы «Звезда», «Огонёк», «Эксперт» и др.), среди которых – книги «Часть суши, окружённая небом. Соловецкие тексты и образы» (2011) и «Инструмент языка» (2011). Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Изданный в 2009 г. роман «Соловьёв и Ларионов» стал финалистом Премии Андрея Белого (2009) и «Большой книги» (2010), а недавно вышедший роман-житие «Лавр» (шорт-листы «Большой книги» и «Нацбеста»), по мнению многих критиков и писателей, стал главным литературным событием 2012 года.

С 2012 г. Е. Г. Водолазкин – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция».

Награды и премии:

2010 — роман «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-листы премии «Большая книга» и Премии Андрея Белого.

2013 — премия «Большая книга» за роман «Лавр» (Первая премия).

2013 — премия «Ясная Поляна» за роман «Лавр».

2013 — премия конвента «Портал» за роман «Лавр».

2013 — шорт-листы премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «НОС» (роман «Лавр»).

2015 — сербская премия «Милован Видакович»[10].

2016 — итальянско-русская Премия Горького (Сорренто) за роман «Лавр».

2016 — премия «Большая книга» за роман «Авиатор» (Вторая премия).

2016 — шорт-листы премий «НОС», «Писатель XXI века» и Премии им. Аркадия и Бориса Стругацких (роман «Авиатор»).

2017 — премия «Русский Рим» в номинации «Литература».

2018 — историко-литературная премия «Клио» за роман «Авиатор».

2018 — национальная премия «Русские рифмы», «Русское слово» (номинация «За вклад в развитие культуры»).

2019 — литературная премия Александра Солженицына — «за органичное соединение глубинных традиций русской духовной и психологической прозы с высокой филологической культурой; за вдохновенный стиль художественного письма».

2019 — премия «Замурчательные люди Петербурга» (Государственный Эрмитаж, «Русский меценат», «Республика котов»).

2019 — шорт-лист премии «Большая книга» за роман «Брисбен».

2019 — победитель Национального конкурса «Книга года» в номинации «Проза года» за роман «Брисбен».

2019 — литературная премия «BookStar-2019» (Скопье, Македония) за роман «Авиатор».

2021 — лонг-лист АБС-премии за роман «Оправдание Острова».

2021 — лонг-лист премии «Большая книга» за роман «Оправдание Острова».

2021 — лонг-лист Литературной премии имени Александра Пятигорского за роман «Оправдание Острова».

2021 — шорт-лист премии «Большая книга» за роман «Оправдание Острова».

Книги Евгения Водолазкина:

Самый известный роман писателя. Герой романа «Лавр» — средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

«Есть то, о чем легче говорить в древнерусском контексте. Например, о Боге. Мне кажется, связи с Ним раньше были прямее. Важно уже то, что они просто были. Сейчас вопрос этих связей занимает немногих, что озадачивает. Неужели со времен Средневековья мы узнали что‑то радикально новое, что позволяет расслабиться?»

Евгений Водолазкин

Герой романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917‑го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?..

На передней стороне переплёта рисунок Михаила Шемякина, созданный специально для этой книги.

Действие романа Евгения Водолазкина «Оправдание Острова» разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, а события — узнаваемы до боли. Средневековье переплетается с современностью, всеобщее — с личным, а трагизм — с гротеском. Здесь легко соседствуют светлейшие князья и председатели Острова, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Сможет ли он пройти их, когда земля начинает уходить из‑под ног?..

«Работая над романом „Лавр“, я был лекарем, юродивым, паломником и монахом. Сейчас, десятилетие спустя, отважился стать хронистом — и ощутил, как велик груз ответственности того, кто запечатлевает минувшее. История — это одно из имен опыта. В конце концов, от жизни остается только история. Роман „Оправдание Острова“ посвящен, понятно, лишь части суши, но, подобно капле воды, отражает гораздо большее…»

Евгений Водолазкин.

«Совсем другое время» – ещё одна  книга Водолазкина. И в ней он, словно опровергая название, повторяет излюбленную мысль: «времени нет, всё едино и всё связано со всем». Молодой историк с головой окунается в другую эпоху, восстанавливая историю жизни белого генерала («Соловьев и Ларионов»), и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь; немецкий солдат, дошедший до Сталинграда («Близкие друзья»), спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз…

«Сестра четырёх» — долгожданное печатное издание пьес Евгения Водолазкина, до этого момента они были эксклюзивно доступна в ЛитРес в электронной и аудиоверсии. Драматургия прозаика, которая несет черты его фирменного стиля, полюбившегося всем читателям. Разные по жанру пьесы объединены метафизическими интересами автора. Заглавная пьеса «Сестра четырех», написанная в духе театра абсурда, — взгляд писателя на окружающую нас реальность, то, что происходит здесь и сейчас, и попытка напомнить о вечных смыслах и ценностях, которые не зависят от текущей повестки дня.

«Memento mori становится философским стержнем, на который нанизаны все четыре пьесы сборника» (Лидия Маслова, Известия).

В романе «Брисбен» писатель продолжает истории героев («Лавр», «Авиатор»), судьба которых — как в античной трагедии — вдруг и сразу меняется. Глеб Яновский — музыкант‑виртуоз — на пике успеха теряет возможность выступать из‑за болезни и пытается найти иной смысл жизни, новую точку опоры. В этом ему помогает… прошлое — он пытается собрать воедино воспоминания о киевском детстве в семидесятые, о юности в Ленинграде, настоящем в Германии и снова в Киеве уже в двухтысячные. Только Брисбена нет среди этих путешествий по жизни. Да и есть ли такой город на самом деле? Или это просто мираж, мечтания, утопический идеал, музыка сфер?

«Идти бестрепетно» – самая личная книга Евгения Водолазкина. Он убежден, что «дело писателя – ловить музыку сфер и переводить ее в ноты». Этим же принципом автор руководствуется, рассказывая о себе.

Данный сборник содержит тексты не только о литературе и писательстве, но и о семье Евгения Водолазкина, его детстве и пройденном пути. Рассказы и эссе не связаны хронологически и представляют собой скорее не публицистический труд, а доверительную беседу между писателем и читателем.

Время, фотографии, люди, коты, слова и путешествия, встречи и знакомства, язык и воспоминания, рассуждения о мировой и отечественной литературе и личные впечатления от чтения любимых авторов: Набокова, Солженицына, Искандера… Все это и многое другое ждет вас в автобиографическом сборнике Евгения Водолазкина!

Материал подготовила заведующая сектором художественной литературы Е. Е. Герасименко.

За книгами приглашаем вас в БИЦ имени М. В. Ломоносова. Наш адрес: г. Ростов-на-Дону, проспект Сельмаш, дом 7 а. Телефон: 221-45-81 добавочный 409