Трагедия баловня судьбы

#книгадня

80 лет назад, 22 февраля 1942 года, умер Стефан Цвейг, австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий.

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig) родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье владельца текстильной мануфактуры. После гимназии он поступил в Венский университет. Студентом начинает интересоваться поэзией и публикует первый сборник стихов «Серебряные струны».

Окончив университет со степенью доктора, Цвейг много путешествует по Европе, Индии, США, Кубе, Панаме. В это время из-под его пера выходят эссе, посвященные ГорькомуТомасу Манну и другим писателям. Во время Первой мировой Цвейг создает очерк «Совесть Европы», в котором рассказывается о Ромене Роллане.

После окончания войны писатель перебрался жить в Зальцбург, который покинет с началом Второй мировой войны. Поскитавшись по свету, писатель оседает в бразильском городе Петрополисе.

В сборниках новелл «Первые переживания», «Амок», «Смятение чувств» писатель обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая сложные коллизии личной жизни героев. В мемуарной книге «Вчерашний мир» Цвейг подчеркнуто скупо рассказывает о своем детстве и отрочестве. Когда заходит речь о родительском доме, гимназии, а затем университете, писатель сознательно не дает волю чувствам, подчеркивая, что в начале его жизни было все точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.

Известность Цвейгу принесли его новеллы «Звёздные часы человечества», «Мендель-букинист» и другие. Пробовал писатель и романы — «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», но чаще всего творил в своем любимом жанре новеллы. Многие из них позже были экранизированы.

Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто упрощённо трактующие жизнь и деятельность исторических лиц (например, СтендаляЛьва ТолстогоФрейдаНицше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности.

Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америго» не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.

Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом Второй мировой войны, писатель покончил жизнь самоубийством 22 февраля 1942 года в Петрополисе (Бразилия).

Подготовила заведующая сектором художественной литературы Е. Е. Герасименко.