Петр 1: секулярный мир и религиозность

     В рамках участия в XXVI Димитриевских чтениях сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели День информации, посвященный 350-летию со дня рождения Петра 1.

      В начале дня информации рассказали о том, что в Ростовской области с 27 октября по 10 ноября проходят XXVI Димитриевские образовательные чтения. В этом году форум посвящён 350-летию со дня рождения Петра I.

В начале дня информации рассказали о том, что в Ростовской области с 27 октября по 10 ноября проходят XXVI Димитриевские образовательные чтения. В этом году форум посвящён 350-летию со дня рождения Петра I.

По словам первого заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, указ президента России о праздновании 350-летия со дня рождения Петра I для донского региона имеет особое значение. Именно здесь он одержал первые крупные победы. В регионе уделяется особое внимание популяризации истории России и Донского края.

Тематическая встреча «Петровский секуляризм и зарождение светской культуры», подготовленная зав.сектором отраслевой литературы Титовой О.Г. открыла день информации.

В ходе встречи познакомила со значением слова «секуляризм». Зарождаться секуляризм, легализовавший культурный поворот в сторону Запада начался ещё при царе Алексее Михайловиче, а Петр I доводит это осторожное западничество до полного принятия идеологии европеизма. Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января.

Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку и новый шрифт для печатания «разного звания гражданских книг», т. е. литературы светского, прежде всего научного, содержания. Нарождавшаяся наука в России целиком ориентировалась на удовлетворение реальных запросов, прежде всего — подготовку деятелей-профессионалов, ученых-практиков. Без пошлины допускаются и предметы нового европеизированного обихода дворянства. Не облагаются пошлиной и произведения искусства, книги, бумага, математические, аптекарские и прочие инструменты. Зато высокой пошлиной обкладываются те товары, которые могут конкурировать с отечественными. С не меньшим усердием Петр I занимался устроением «светскости и политеса», внедряя в общество ассамблеи, балы, театральные представления. Венец секуляризационной политики Петра I — упразднение патриаршества. Манифестом 1721 г. об утверждении регламента Духовной Коллегии (Святейшего Синода) царь провозглашался главой православной церкви. Все эти меры приобщили Россию к «людскости», открыли путь для светскогокультуротворчества.

В продолжение дня информации зав. БИЦ Эсаулова Е.Ю. провела информационный час «Секулярные и религиозные преобразования  Петра 1».

В ходе информационного часа участникам мероприятия рассказали о том, что в итоге реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления: умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность, русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению.Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным. Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724.Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария свт. Димитрия в Ростове. К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его поведением.

В продолжение информационного часа Эсаулова Е.Ю. провела обзор книг у книжной выставки «Имена России: Петр 1».

Член клуба «Грани серебряного возраста» Нелли Васильевна Евстратова рассказала о книге «Россия в эпоху Петра Великого: путеводитель путешественника во времени», которая помогла ей лучше узнать эпоху Петра Великого, о жизни в стране в ту беспокойную эпоху, когда устоявшийся патриархальный быт вдруг внезапно спрятали за европейским обликом.

Зав.сектором детской литературы Беляева Е.Н. провела громкие чтения для детей — участников клуба «Дебют» рассказов С. Алексеева «О Петре1», которые помогли раскрыть личность Петра 1.

В рамках проведения Димитриевских чтений члены клуба «Дебют» приняли участие в конкурсе рисунков, посвященных Петру 1. Все участники получили грамоты.

Общественная организация «Исток» подготовила стенд, посвященный Петру 1 и г.Ростову-на-Дону. История посещения царём города и фотографии памятников.

В заключении мероприятия сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова предложили взять книги из фонда  библиотечно-информационного  центра имени М.В. Ломоносова 9, чтобы лучше узнать эпоху Петра Великого, познакомиться с его реформами и преобразования.