Энергия художественного взрыва

Час искусства к юбилею великого художника Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо – известный художник, график, скульптор, занимает свое достойное место среди самых прославленных художников прошлого столетия. Его манера – уникальная и разноплановая, спутать ее нельзя ни с чьей другой. Именно Пикассо идейный вдохновитель и создатель кубизма. После него осталось колоссальное наследие в виде рисунков, керамики и скульптур. Любой музей мира считает за честь иметь в своей коллекции произведения великого мастера.


ДЕТСТВО.
Родина прославленного художника – испанская Андалузия. Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в небольшой деревушке Малага в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. Отец мальчика пытался заработать на жизнь живописью, однако из этого ничего не получилось, и тогда он устроился в местный музей в качестве смотрителя. Предки Пабло по материнской линии были достаточно зажиточными, владели виноградными плантациями. Но отец Марии бросил ее мать, уехал в Штаты, после чего их материальное положение резко ухудшилось.
Пабло с детства увлекся рисованием, и уже в 8-летнем возрасте создал картину «Пикадор», которой очень дорожил и всегда держал при себе до конца жизни. Начальное художественное образование Пикассо получил в Ла-Корунской школе искусств, а в 14 лет его приняли в Ла-Лонху — престижное гуманитарное образовательное заведение в Барселоне.


В 16-летнем возрасте Пабло продолжил учебу в главном центре обучения художников Испании — Королевской академии изящных искусств.
В этот период он пишет свои полотна «Автопортрет», «Первое причастие», «Портрет матери».
Молодой живописец отличался своенравным характером, очень любил свободу и не хотел запирать себя в рамках учебного заведения. Он бросает учебу в академии и отправляется путешествовать по миру с таким же строптивым и непокорным студентом из США – Карлесом Касагемасом. Вначале их путь лежал в Париж, который они впоследствии посещали неоднократно.
Во время первых поездок художники знакомились с живописью Тулуза Лотрека, Делакруа, Гогена, Ван Гога. Кроме этого молодых людей всерьез заинтересовали древние египетские и финикийские фрески, японские гравюры. В это время они значительно расширили круг своих знакомств, в который наряду с коллегами-живописцами попали и богатые коллекционеры.
ТВОРЧЕСТВО.
Под всеми картинами молодого художника стояла подпись – Пикассо. Он использовал девичью фамилию матери в качестве псевдонима. В 1901-м Пабло впервые в жизни потерял близкого человека. Его товарищ Карлес покончил с собой из-за неразделенной любви. Это событие так потрясло ранимую душу художника, что наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Пабло пишет картины, которые впоследствии искусствоведы назовут первым «Голубым периодом».
Все его полотна изобиловали синими и серыми оттенками. Так выражалось подавленное состояние его души, и к тому же, у него просто не было денег на приобретение масляной краски другого цвета. В те годы он создал картины «Свидание», «Портрет Хайме Сабартеса», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия». Глядя на них невозможно избавиться от тревожного ощущения, от полотен веет унынием, тоской и страхом. Художник использует совершенно новую технику письма, теперь она угловато-рваная, вместо привычных человеческих обликов на полотне видны жесткие контуры плоских фигур.


К 1904 году финансовое положение Пикассо так и не улучшилось, но, несмотря на это, он принимает решение переехать в Париж. Этот переезд благотворно сказался на творчестве Пабло, он как будто ожил, его полотна стали жизнерадостнее и счастливее. Этот период творчества Пикассо получил название «Розовый». Большую роль в этом деле сыграло место, где поселился художник.
Рядом с Монмартрским холмом располагался в те годы цирк Медрано, и художник использовал его артистов в качестве натуры. На протяжении двух лет Пикассо создал целую серию полотен – «Сидящая обнаженная», «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Женщина в рубашке», «Семейство комедиантов». В 1905-м художник написал одну из самых популярных своих работ – картину «Девочка на шаре». Спустя восемь лет она перешла в собственность российского мецената И.Морозова. Благодаря ему полотно попало в Россию, в 1948-м оказалось в экспозиции музея им.А.Пушкина, где пребывает до настоящего времени.


Постепенно Пабло перестал писать натуру в ее обычном виде, он начал пользоваться модернистскими мотивами, в которых основной упор делал на геометрические формы. С их помощью и составлял структуру объекта, который вырисовывался на полотне. Именно в таком жанре он написал портрет Гертруды Стайн, которая была его большой поклонницей, а заодно и меценаткой.
В 1909 году художник создает «Авиньонских девиц» — первую из картин в стиле кубизма. Ансамбль с изображением обнаженных девиц подвергся нещадной критике, однако художник отреагировал по-своему – продолжал работать в найденном направлении.
Вслед за этим одна за одной появляются новые работы художника – «Три женщины», «Бидон и миски», «Портрет Канвейлера», «Бутылка Перно», «Женщина с веером», «Скрипка и гитара» и многие другие. С каждым новым полотном художника изображения становятся все более плакатными, приближенными к абстракции. Пикассо приобретает скандальную популярность, но это дает свои результаты – он прилично зарабатывает, новый стиль понравился многим, картины раскупаются мгновенно.


В 1917-м художник начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами». По рекомендации Жана Кокто, Пикассо попадает к Дягилеву, создает эскизы костюмов и декораций к постановкам. Ненадолго художник поселяется в Риме, где встречает русскую танцовщицу Ольгу Хохлову, дочь офицера-эмигранта. В том же году она стала его женой.


Жизнь художника заиграла новыми красками, что плодотворно сказалось и на творчестве. Пабло бросает свой кубизм, пишет в привычном классическом реализме. В те годы он создал полотна «Купальщицы», «Портрет Ольги в кресле», «Детский портрет Поля Пикассо», «Женщины, бегущие по пляжу».
Вскоре ему надоел его образ жизни обеспеченного буржуа, и художник снова начал вести богемное существование. В 1925-м он пишет картину «Танец», используя для ее создания сюрреалистическую манеру. Фигурки танцующих искажены, от полотна веет болезненностью, которое потом сопровождало его дальнейшие работы.
Несчастливо сложившаяся личная жизнь Пикассо нашла свое отражение в его творчестве. В те годы он писал женоненавистнические полотна – «Девушка перед зеркалом», «Зеркало». В 30-х годах Пабло всерьез увлекся скульптурой. Он создал «Мужчину с букетом», «Лежащую женщину». Потом появились гравюрные иллюстрации к произведениям Аристофана и Овидия.
К концу 30-х копилка работ мастера пополняется полотнами «Плачущая женщина», «Ночная рыбалка на Антибах». В годы войны Пабло остался в оккупированном фашистами Париже и продолжал создавать новые шедевры. Смерть и война нашли свое отражение в его работах «Утренняя серенада», «Натюрморт с бычьим черепом», «Бойня», «Человек с ягненком».
Картины Пикассо послевоенного периода стали яркими и красочными. Художник пишет жизнеутверждающие панно для приватной коллекции. Помогают ему в этом живописцы Клод Уже и Палома.
В те годы Пабло серьезно увлекся древнегреческой мифологией, и эта тематика запечатлена на его полотнах и керамике. В 1949-м он создал еще одну прославленную картину – «Голубь мира», которую представил на Всемирном Конгрессе сторонников мира.
В 60-х годах Пабло полностью переключается на женские портреты. Натурщицей стала его новая муза – Жаклин Рок. Он приобретал все большую славу, следствием которой было миллионное состояние и несколько приватных замков.


Пикассо кардинально менял стиль своих работ несколько раз за долгую творческую карьеру. Возможно, это тоже стало частью его секрета «вечной молодости».
Еще при жизни художника, в 1970 году, в Барселоне появился музей, который назвали в честь Пикассо. Аналогичный музей есть и в Париже, его открыли в 1985 году. Творческое наследие художника состоит из восьмидесяти тысяч картин, свыше тысячи скульптур, бесчисленного количества рисунков, коллажей, эстампов.
Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года, от осложнений после воспаления легких. Ему было 92 года. Его похоронили в личном замке Вовенарг.


Творчество Пикассо оказало сильное влияние на изобразительное искусство ХХ века.
Проходят годы, но творчество Пабло Пикассо всегда было, есть и будет востребованным. Великого мастера любят и уважают во всем мире, за его работы люди готовы платить огромные деньги.

Материал подготовлен вед.библиотекарем БИЦ имени М.В. Ломоносова Березовской Е.А.