Анатолий Приставкин — летописец современности

«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»
Анатолий Игнатьевич Приставкин «Ночевала тучка золотая»

17 октября 1931 года родился автор всемирно известной повести «Ночевала тучка золотая» – Анатолий Игнатьевич Приставкин. Сотрудники БИЦ имени М. В. Ломоносова провели в этот день вечер-портрет «Анатолий Приставкин — летописец современности».

Отец Игнатий Петрович Приставкин работал плотником, краснодеревщиком, газовщиком. Мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах: «у родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных». Дед писателя Петр Петрович был революционерам, участвовал в забастовках.

Сам Анатолий Игнатьевич считал детство самым счастливым периодом жизни, несмотря на то, что его мама Евдокия Артемовна была смертельно больна.

Анатолий Игнатьевич воспитывался на фильмах «Чапаев», «Котовский», «Салават Юлаев», «Щорс», читал произведения Агнии Львовны Барто и Корнея Ивановича Чуковского. Нравились рассказы Леонида Пантелеева. «Часы» были любимым произведением.
Когда началась Великая Отечественная война, Анатолию Игнатьевичу исполнилось 10 лет. Отец ушел на фронт, также воевали многочисленные смоленские родственники Приставкиных.

Во время войны Анатолий Игнатьевич остался один, «бродяжничал», как многие бездомные дети. А потом были детские дома, в которых жили дети репрессированных, военнослужащих, среди них встречались начитанные мальчики, которые рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров. Так Анатолий Игнатьевич познакомился с произведениями Виктора Гюго. Некоторые ребята изображали актеров фильмов, например «Цирк». Анатолий Игнатьевич наизусть знал и любил индийский фильм «Багдадский вор».

В 1944 году Анатолий Игнатьевич оказался на Северном Кавказе, куда направили для заселения территорий, московских беспризорников.

К писательскому ремеслу Анатолия Игнатьевича Приставкина подтолкнул случай. Детей почти месяц везли месяц в вагонах товарного поезда, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И дети прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору. Эта тема легла в основу первого рассказа писателя «Человеческий коридор».

В произведениях «Сибирские новеллы», «Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Возделай поле свое», написанных от первого лица, Анатолий Игнатьевич гостеприимно распахнув двери, рассказал голодном детстве, трудной послевоенной юности, годах, проведенных годах в Братске.

В начале 1980 года Анатолий Игнатьевич написал повесть «Ночевала тучка золотая». В своем произведении автор рассказал о том, что пережил сам. Главная тема повести – «мир не достоин существования, если он убивает детей». Первый раз повесть читали в кругу друзей. После рукопись просили прочитать кто для сына, кто для коллег в коллективе.

Ко времени публикации в журнале «Знамя» в 1987 году повесть прочитали 500 человек. Однажды домой к Анатолию Игнатьевичу приехал незнакомый, по просьбе своих друзей он должен обязательно прочесть повесть. Рукопись без участия автора дошла до Белоруссии. На съезде писателей знаменитый белорусский писатель Алесь Адамович в своем выступлении сказал похвальные слова в ее поддержку. Ее прочли многие известные писатели и критики. Повесть напечатал знаменитый писатель-фронтовик Георгий Бакланов (он был в эти года редактором журнала «Знамя»).

Анатолий Игнатьевич Приставкин первым показал войну против целого народа, увиденную глазами ребенка. Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, над которым издевались «воспитатели», оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. «Золотая тучка – это душа ребенка, чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?».

После издания «Ночевала тучка золотая» была опубликована повесть Анатолия Игнатьевича «Кукушата», ставшая последней частью трилогии. Перед читателями снова предстает детский дом, но не обычный, а специальный, куда собрали детей «врагов народа». Им сменили фамилии – все они стали Кукушкиными, «кукушкины дети». За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию по детской литературе.

Анатолий Игнатьевич стал руководителем творческого семинара в Литературном институте. Писатель-педагог отмечал студентов, которые способны искать, открывать в себе нечто такое, о чем сами не догадываются. В процессе учебы Анатолий Приставкин приглашал на встречи со своими студентами знаменитых писателей: приходили Галина Белая, Михаил Рощин, Юрий Карякин, Георгий Куницын, возил своих студентов в Переделкино, чтобы они встретились с Арсением Тарковским.

Анатолий Игнатьевич Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. В 2005 году были опубликованы повести «Судный день», «Первый день – последний день творенья» в журнале «Нева» и «Вагончик мой дальний» в журнале «Октябрь».

Произведения Анатолия Приставкина переводили известные слависты, лауреаты престижных премий в области художественного перевода Томас Решке (Германия), Майкл Глэни (Великобритания), Ларс-Эрик Блумквист (Швеция), Миура Мидори (Япония) и другие. На французский язык повести Анатолия Приставкина перевела внучка Владимира Набокова Антуанет Рубишу.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией.

В 2009 году в Национальном молодёжном театре республики Башкортостан имени Мустая Карима состоялась премьера спектакля «Ночевала тучка золотая», ставшая настоящим событием не только в масштабах республики. Спектакль в постановке главного режиссера русской труппы театра Мусалима Кульбаева участвовал в VII Республиканском фестивале «Театральная весна» (г. Уфа); во Всероссийском театральном фестивале «Золотая маска» (г. Москва), в Международном фестивале искусства для детей и юношества «Золотая репка» (г. Самара), в X Международном театральном фестивале «Голоса истории» (г. Вологда). На V Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы — 2009» спектакль был признан лучшим из всех представленных.

Анатолий Приставкин скончался 11 июля 2008 года после тяжелой болезни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Подготовила библиотекарь М. В. Забродина.