В мире театральных грёз

Час знакомства к Всемирному дню театра.

 «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», — небезосновательно утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». Что же, каждый из нас действительно играет в этой жизни свою определенную роль. И от нашего таланта, мастерства и профессионализма зависит не так уж и мало. Именно поэтому День театра – это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ.

Библиотека — интеллектуальный мир, а театр – это способ дать голос той литературе, которая здесь собрана. Театр – это особый мир, мир сказки, фантазии, чудес. Много веков уже живет театр и радует, и восхищает, и удивляет зрителей, ради которых актеры выходят на сцену. И очень важно, каким пришел зритель, каким он будет: восторженным, внимательным, сопереживающим, эмоциональным.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией.

История кукольного театра тоже  зарождается в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

В  497 году до н.э., согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. Собственно говоря, конструкция такого сооружения очень напоминает по внешнему виду современный цирк. Именно Греция считается родоначальницей современного театра.В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.

В 55 году до н.э. в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актеры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, такие «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Историю развития театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Начальный этап. Театральные действа издревле любили и на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах.Скоморохи строили на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п.Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом.

Позднее принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено.

Средний этап. Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара.

В 1644 году в Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.

Открытие долгожданного театра и первое представление прошло 17 октября 1672 года в селе Преображенское. Назывался спектакль «Артаксерксово действо». На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Царь сидел в кресле, царица с детьми смотрела «сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения», присутствовавшие вельможи стояли. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Драматург и постановщик Иоганн Грегори получил гонорар — «40 соболей во 100 рублев, да пару в 8 рублев», а артистам после представления царь «каждому в глаза поглядел».

Первый царский театр в России просуществовал с 1672 года до 1676 года.

Тогда же появились домашние театры и у знатных бояр.

Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где была воздвигнута была особая «комедийная храмина».Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.

Зрелый этап. Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам.

Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли. Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.

А вы знали?

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Забавные факты


В XIX веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который ещё не был мужем героини.

На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М.Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».

Выражение «шут гороховый» придумано было на Руси, где прототипом скоморохов были римские паяцы. Их обязательным атрибутом служила погремушка, сделанная из бычьего пузыря, внутрь которой засыпался сушеный горох. Во время представлений в средневековом театре такими «игрушками» актеры били других актеров и даже зрителей. В русской интерпретации образ шута немного видоизменился, дополнившись гороховой соломой, венчавшей голову весельчаков.

Самая необычайная символика театра – это часы на фасадной части театра кукол, имени Образцова в Москве. Каждые 60 минут двери возле циферблата отрываются и под мелодию «Во саду ли, в огороде» можно увидеть 12 животных.

 Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Виртуальная книжная выставка «Профессия-режиссер» из фонда библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова познакомит с известными режиссерами.

Дорогие друзья! Приглашаем Вас посетить библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш,А) , в фонде которого представлен большой выбор книг о театрах, режиссерах и актерах, а также познакомиться с с книгами, представленными  из краеведческого фонда нашего БИЦ из которых можно узнать об истории театров Дона.

Вот некоторые из них. Так, например это книга автора Юрия Немирова «Годы, спектакли, роли: Из истории театров Дона».  В этой книге журналист Ю. Немиров собрал и обобщил интересный материал по истории театров Дона. Здесь можно узнать о том, как появляются театры и театральные труппы в Таганроге, Новочеркасске, Ростове-на-Дону. Начинается книга: «В одном из номеров санкт-петербургской газеты «Северная пчела» за 1829 год была помещена любопытная заметка: «В империи Российской находится ныне 23 театра, а именно 13 русских, 5 немецких, 2 французских, 2 итальянских, 1 польский». Далее приводился список городов, где к тому времени были постоянные театральные труппы. Читающая публика оказалась тогда в неведении, что на юге Российской империи – в Таганроге- есть ещё один театр. И первый театральный сезон в этом городе датируется 1827 годом». Далее Немиров знакомит с творчеством  В. Комиссаржевской, В. Далматова, Н. Синельникова и других мастеров дореволюционной сцены. Большой раздел посвящен становлению советского театрального искусства в 20-30е годы.

Немиров, Ю.А. Годы, спектакли, роли. Из истории театров Дона.- Ростов н/Д.: Кн. издательство, 1984.- 208 с.

Следующий автор, с книгами которого я хотела бы вас познакомить – Людмила Фрейдлин. И первая ее книга «Витамин «Т». Театральные истории». Книга Людмилы Фрейдлин – эта картина театральной жизни Дона последних полутора десятилетий. Часть глав  первоначально была опубликована в газетах и журналах, как непосредственный отклик на то или иное театральное событие. Эта книга предназначена для тех, кто любит театр – и для тех кто ему служит. В ней переданы чувства тонко чувствующего и мыслящего человека. Из книги можно узнать, как жили легендарные Марецкая, Плятт и Мордвинов, а также известные ростовчане – кумиры публики 30-х, 40-х и послевоенных годов. О том, как строили свой театр, как жили легко и радостно, почти беззаботно – по причине исключительной скудости этого быта. Как уходили на фронт, с которого не все вернулись. Как тяжко было в оккупации и в оккупированном Ростове. Как возвращались к жизни. Далее автор знакомит нас с известными актерами, режиссерами. Отдельная глава посвящена Владимиру Чигишеву – режиссеру Молодежного театра, его эпохе и вкладе в развитие театра, благодаря которому театр был живым и искренним. Чего стоила его постановка спектакля «Гамлет», о которой говорил весь театральный Ростов.

Фрейдлин, Л.Л. Витамин «Т».театральные истории.- Ростов н/Д: ЗАО «Книга, 2008.- 367 с.

Вторая книга этого автора «Знаменитости прошлых лет». Её можно рассматривать как второй том книги «Витамин «Т». Театральные истории». По большей части это впечатления от спектаклей, портреты актеров, художников, композиторов и людей других театральных профессий.  Здесь показано как строились спектакли, как проявляли себя в нем талантливые люди.  Рассуждения о том, что вызывало к жизни театры и почему уцелели лишь единицы.

Фрейдлин, Л.Л. Театра с главного входа.- Ростов н/Д: ЗАО «Книга, 2009.- 352 с.