Легендарный«Ленком».

История театра к Всемирному дню театра.

У каждого храма искусств есть свои вехи в развитии, о которых мало кто из зрителей знает. Как же появился, развивался и стал таким, каким его знают современники, театр «Ленком»?

Театр рабочей молодежи.

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ — Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. «Консультантом по драматической части» был М.А. Булгаков (01.04.1930 — 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре «Тревога». Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика — русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра.

В феврале 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование – «Ленком». Хотя и с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили…

Плеяда «Эфроса»

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали «золотыми» и для самого режиссёра, и для всего нашего театра – «В день свадьбы» В.Розова, «104 страницы про любовь», «Снимается кино» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Мольер» М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за «эфросовскими» артистами – В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал «путевку в жизнь» таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром.

Новый «Ленком»

Расцвет театра, конечно, связан с именем Марка Захарова, который в 1973 году стал главным режиссером коллектива. Григорий Горин, как когда-то Константин Симонов, становится драматургом театра. Главным художником театра и соавтором большинства спектаклей Захарова многие годы был Олег Шейнцис. С именем Марка Захарова связана новая блистательная история театра. Он собирает уникальную актёрскую команду: О. Янковский, А. Абдулов, Е. Леонов, Т. Пельтцер, Н. Караченцов, Л. Броневой, И. Чурикова, А. Збруев, позже — Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, С. Степанченко, М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и другие.

Самые смелые постановки, обходившие все препоны цензуры, были поставлены именно им.  А еще именно при Марке Захарове появились спектакли с приставкой «рок», которую предприимчивые театралы все больше заменяли на слово «современный». И в итоге на афишах появлялось словосочетание «рок-опера».

Самая знаменитая постановка Ленкома — это, безусловно, спектакль «Юнона и Авось», появившийся на свет 9 июля 1981 года. Он до сих пор собирает зрительские аншлаги. В основу спектакля легла пьеса Андрея Вознесенского «Авось». Постановка, ставшая гимном любви, завоевала мировое признание. Благодаря французскому кутюрье Пьеру Кардену, ее увидели во Франции, США, Германии, Голландии. Возможно, и в этом сезоне спектакль отправится в турне по Франции. Долгие годы главные роли играли Николай Караченцов и Елена Шанина. Сейчас эти роли отданы Дмитрию Певцову и Семену Шкаликову, а женские — Александре Волкове и Анне Зайковой.  

Захаров выпускает спектакли, на которые рвутся не только москвичи, но и приезжают из других городов: «Тиль», «Иванов», «Три девушки в голубом», «Жестокие игры», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Пер Гюнт», «День опричника» и другие. «Фальстаф и принц Уэльский» стал последней работой, завершенной самим режиссёром.

Актеры-легенды.

Театр имени Ленинского комсомола не был бы таким процветающим без яркого актерского состава. Во все времена существования на сцену выходили наиболее талантливые и тонко чувствующие лицедеи, которые способствовали становлению и развитию своего второго дома. Среди первого состава блистательных актеров театра «Ленком» были Ростислав Плятт, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Владимир Соловьев. Все они удостоены звания заслуженных артистов СССР.

Следующей звездной плеядой «Ленком» стали Николай Караченцев, Александр Абдулов, Олег Янковский, Валентин Гафт, Михаил Державин, Павел Смеян, Леонид Броневой, Дмитрий Марьянов.

В труппу «Ленкома» сегодня входят такие Великие Мастера своего дела, как Инна Чурикова, Александра Захарова, Александр Збруев, Александр Лазарев-младший. Ведущие роли играют Дмитрий Певцов, Елена Шанина, Виктор Раков, Андрей Соловьев. Открытием для режиссера и зрителей стали и молодые актеры – Максим Амельченко, Виталий Боровик, Алексей Поляков, Кирилл Петров, Анна Зайкова, ЭстерЛамзина.

Сегодня репертуар театра Ленком довольно разнообразен. В нем можно найти пьесы любых авторов: как классиков, например, Островского, так и современников, например, Владимира Сорокина.

Знаменитые постановки.

Театр «Ленком» является коллективом, который всегда стремится к новшеству и необычности. Оригинальная постановка классических и современных произведений не может не затронуть потаенные уголки человеческой души.

Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет.
В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и Аквитанская львица. Репертуар подмостков разнообразен. Актеры театра «Ленком» задействованы в таких постановках, как «Американские горки», «Странный народ, эти взрослые», «Сны господина де Мольера», «День опричника», «Тайна заколдованного принца». Интересными являются фантазия по мотивам произведений А. П. Чехова и комедии Аристофана «Птицы» «Попрыгунья». Пьеса идет под необычное музыкальное сопровождение, подчеркивающее легкость происходящего. Но самым известным спектаклем была и остается легендарная рок-опера «Юнона и Авось», в котором блистал знаменитый Николай Караченцов. Сегодня ведущую роль играет Дмитрий Певцов. Еще одна легенда – «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кроме того – «Город миллионеров», «Toutpaye, или Все оплачено», «Ва-банк», «Женитьба», «Вишневый сад», «Королевские игры», «Шут Балакирев», «Пролетая над гнездом кукушки», «Тартюф», «Визит дамы».

Под чутким руководством Марка Захарова, который возглавлял театр с 1973 года, практически все постановки проходили при аншлагах, пользовались и продолжают пользоваться после его смерти невероятной популярностью. Благодаря таланту Захарова и его умению контролировать даже мельчайшие детали, зал на Малой Дмитровке всегда полон. Коллектив, сформированный Марком Захаровым, продолжает воплощать в жизнь новаторские идеи своего недавно ушедшего из жизни главного режиссера.

Подробно о театре, режиссерах и актерах театра можно ознакомиться в фонде БИЦ имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7а).

Здесь представлены такие книги как:

  1. Марк Захаров. Суперпрофессия. – М.: Вагриус, 2000 г.- 287 с.
  2. Авось!!! / Николай Караченцев. – М.: Вагриус, 2006. – 432 с.; ил.
  3. Олег Янковский глазами друзей / Сост. Е.З. Амирханова и Б.М. Поюровский; — М.: Время, 2013. – 256 с., ил. – («Диалог»).
  4. Александр Абдулов. Необыкновенное чудо / Сергей Соловьев. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с. – (Сергей Соловьев. «Те, с которыми я…»).

Материал подготовлен ведущим библиотекарем БИЦ имени М.В. Ломоносова Березовской Е.А.