26 октября, в рамках XXX Димитриевских чтений и в рамках договора об информационном обслуживании с Пантелеимоновским храмом при НМИЦ онкологии, сотрудник БИЦ имени М. В. Ломоносова Герасименко Е. Е. провела в Воскресной школе храма урок мужества «Память погибшим, наследство живым».
Сразу после освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских оккупантов в городе на местах захоронений воинов и мирных жителей стали появляться памятные знаки, а после войны и памятники. В настоящее время в Ростове-на-Дону, по сведениям Администрации города (на 31.12.2019г.), находится 91 объект, посвященный событиям 1941 — 1945 годов.

Учащиеся Воскресной школы, их родители и прихожане храма прослушали сопровождаемый видео-слайдами рассказ о местах нашего города, напоминающих о тех страшных и героических событиях. Мы вспомнили мемориальный комплекс «Павшим воинам» 1941 – 1943 г. в сквере имени Фрунзе, мемориальный комплекс «Кумженская роща», памятник-стелу «Воинам-освободителям» на театральной площади, стелу «Город воинской славы», мемориальный комплекс «Защитникам ростовского неба», стелу «Героям-комсомольцам» и многие другие памятники Ростова. У многих присутствующих с некоторыми из этих мест связаны свои семейные истории.

Затем специалист библиотеки предложила вниманию участников мероприятия библиографический обзор «Дети на войне». Книги о войне надо читать с детства, чтобы не утерять нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. Но лучше всего рассказать детям об ужасах войны от лица их ровесников – юных героев книг, переживших это тяжёлое для всей нашей страны время. Книги о войне для детей полны боли и слез, но в них есть место любви и дружбе, простым радостям и надежде на чудо.

О нескольких замечательных образцах такой литературы сегодня шла речь.
Повесть «Девочка из города» Л.Ф.Воронкова написала в суровом 1943 году. Но это история не про войну, а про то, как деревенская женщина, мать троих детей, взяла в дом маленькую беженку Валю, у которой в городе погибла вся семья.
О том, как жили люди в блокадном Ленинграде рассказывает повесть Елены Верейской «Три девочки». Школьницы Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу. Пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.
Всю Великую Отечественную войну писатель Лев Кассиль работал в тылу: ездил в воинские части, школы, на заводы, выступал по радио. Он написал рассказы и повести о ребятах, которым пришлось быстро повзрослеть, принять на себя огромную ответственность, но которые при этом остались детьми. Повести «Дорогие мои мальчишки» и «Улица младшего сына», «Рассказ об отсутствующем» и другие произведения Льва Кассиля мы также вспомнили в сегодняшнем обзоре.
Герои трилогии Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», как и все дети, жили, учились, озорничали, дружили и ссорились. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война. Книга знакомит нас с честными, смелыми ребятами, которые в начале Великой Отечественной войны оказались на оккупированной фашистами территории. Васёк Трубачёв и его товарищи, как могут, борются с врагами. Но эта книга не только о войне, она о дружбе, взаимовыручке, о надежде, о том, что жизнь побеждает.

И это главный вывод, который мы сделали после сегодняшнего урока мужества.
