Для ребят школьного лагеря МБОУ «Лицей №20» сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели 30.10.2024 года краеведческий журнал «Дон родной, казачий край» в рамках участия в краеведческом проекте «История. События. Люди» раздел «Казачество на страже Отечества», в преддверии Всемирного дня казачества.
(Мероприятие прошло в рамках договора на библиотечно-информационное обслуживание с МБОУ «Лицей №20»)
Ведущий библиотекарь библиотечно-информационного центра Грибанова Е.Ю. в рамках часа информации «Судьба казачества в истории России» познакомила учащихся с историей казачества, от начала его происхождения до времени возрождения и современного развития. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Их история и быт окружена легендами и своеобразной романтикой. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Но история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.
Также гости мероприятия узнали две версии происхождения казаков. История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. И уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Рассказывая о страницах истории казачества, библиотекарь не могла не упомянуть события, в которых они сыграли важную роль: восстание Болотникова; поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время; Азовский поход Петра Первого ;русско-шведская война; восстание Булавина; Персидский поход Петра Первого; Семилетняя война; русско-турецкие войны; восстание Пугачева и его подавление; взятие Измаила; Итальянский поход Суворова; Отечественная война 1812 года; Первая мировая война; Гражданская война на Дону.
Особенно сложным для казачества стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе «Тихий Дон».
Далее, Елена Юрьевна коснулась периода Великой Отечественной войны и участия казаков в боевых действиях в составе регулярных и добровольческих частей Красной армии. Нападение фашистской Германии на СССР вызвало огромный подъем патриотизма среди казаков и всего народа. С начала войны в составе Красной армии воевало более 100 тысяч казаков. В станицах и хуторах прошли митинги, где участники клялись бить врага беспощадно и до последнего вздоха, следуя по стопам героев-казаков, всегда стоявших на защите Отечества.
В продолжение краеведческого журнала учащиеся продемонстрировали полученные знания, отвечая на вопросы викторины «Казаки – народ удалой» и с азартом участвовали в интеллектуальных и активных играх «Папаху одеваю – на вопросы отвечаю», «Самый ловкий». Далее познакомились с кубанскими диалектами (балачками), попытались угадать, что они означают.
Следующей страницей журнала стал литературный час «Сказочный мир донского казачества», который провела библиотекарь БИЦ имени М.В. Ломоносова Валентина Забара В начале мероприятия она рассказала о том, что сказки появились очень давно, их сочинял простой народ. Жители донской земли — казаки не были исключением. Они также сочиняли сказки, передавали их из уст в уста, из поколения в поколение и так они дошли до наших дней. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. Это видно по тому, как сказочные герои говорят, как они одеваются и чем занимаются. В донской сказке много простых, будничных, житейских подробностей и мелочей. Из сказок мы можем многое узнать об обычаях, культуре, быте и жизненном укладе донских казаков.
Библиотекарь предложила игру – соединить начало и конец пословиц и поговорок. Ребята активно и увлеченно поучаствовали в ней.
Также на мероприятии ученики прочитали и инсценировали сказку «Казак и лиса» по ролям.
В продолжение краеведческого журнала студентка 4 курса отделения музыкального образования Донского педагогического колледжа Герасименко Ольга рассказала, что особое значение в современной культуре имеют казачьи песни. Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в казачьей культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям.
Будущий педагог познакомила ребят с некоторыми инструментами, такими, например, как барабан, бубен, тон-блок, маракасы, ложки, бубенцы. Затем предложила попробовать сыграть на этих инструментах всем желающим. Учащиеся подготовили небольшой фрагмент музыкального произведения, и исполнители, и слушатели были в восторге.
В завершение мероприятия специалисты раздали ребятам рекомендательные списки литературы «Донское казачество» и пригласили посетить с родителями библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова, чтобы познакомиться с книгами по теме мероприятия.