Отчёт о проведении мероприятия.
30.01.2024 года сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели устный журнал «Ленинград. Блокада. Память.» к 80-летию полного снятия блокады для учащихся 6-го класса МБОУ «Лицей №20» в рамках договора на библиотечно-информационное обслуживание.
Данное мероприятия прошло в рамках участия в V Всероссийской сетевой акции “Читаем о Блокаде”.
В начале устного журнала ребятам рассказали о том, что героями во время ВОВ становились не только люди, но и целые города. Впервые о городах-героях было сказано в приказе Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР 1 мая 1945 года. Так были названы тогда Ленинград, Севастополь, Сталинград и Одесса. Почётное звание «Город-герой» утвердили 8 мая 1965 года в 20-летнюю годовщину победы советских войск в Великой Отечественной войне. Его давали тем городам, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в защите Родины в 1941-1945 гг. Городу-герою вручали высшие награды Советского Союза – орден Ленина и медаль «Золотая звезда», которые отражались на его знамени. Почётного звания удостоены 12 городов и 1 крепость. В тот год его присвоили Москве, Волгограду, Киеву, Ленинграду, Одессе, Севастополю, а звание «Крепость-герой» — Брестской крепости.
Среди всех городов-героев Ленинград стоит на особом месте — это единственный город, переживший блокаду, но так и не сдавшийся врагам. Для фашистской Германии, мечтавшей полностью уничтожить и стереть город на Неве с лица земли, взятие Ленинграда было вопросом личного престижа для Гитлера и всей германской армии в целом.
Далее, зав. сектором отраслевой литературы О.Г. Титова рассказала учащимся о том, как жил блокадный Ленинград, какие события в нем происходили в ходе часа мужества «Блокада и ее герои». О работе Театра музыкальной комедии, где за время блокады было проведено15 премьер, которые посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. О том, что для поддержания боевого духа в Ленинграде оставили оркестр Радиокомитета и 9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. О художниках, которые с самого начала войны подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты, как, например, члены творческого объединения «Боевой карандаш» (В.И.Курдов, Н.А.Тырса и др.).
Немалый интерес вызвала тема спорта в осажденном Ленинграде, ведь сочетание слов «спорт» и «блокада» по сей день вызывает у многих удивление. Ребята узнали о соревнованиях по шахматам, которые прошли в ноябре 1941 года, о футбольном матче- «Матче жизни», который состоялся 82 года назад, 31 мая 1942 года и др.
История прорыва Блокады — это история подвига советского народа. Но подвиг народа складывался из личных подвигов людей, вступавших в отчаянную схватку с врагом каждый на своём участке борьбы. Вклад незрячих солдат в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу. Они обнаруживали приближающиеся самолёты противника, на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них. Об одном из 12 лучших незрячих «слухачей» Якове Зобине рассказали ребятам.
Час мужества сопровождался видеопрезентацией «Подвиг людей блокадного Ленинграда».
Устный журнал продолжил час памяти «Дети блокады — особая категория жителей Ленинграда», подготовленный зав. сектором детской литературы Беляевой Е.Н.
Библиотекарь рассказала детям, что фашистская военная машина не щадила никого. Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.
Участники мероприятия узнали, о том, что ленинградские девчонки и мальчишки внесли значительный вклад в освобождение родного города. У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле.
Зав. сектором детской литературы провела книжный обзор «Блокадное детство» и раздала детям рекомендательные списки с QR-кодом на виртуальную книжную выставку «Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть!».
Обсуждая мероприятие, учащиеся согласились, что необходимо помнить о подвиге нашего народа в дни Великой Отечественной войны и быть благодарными людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну и поделились историями своих семей о жизни в годы Великой Отечественной войны.
В завершение устного журнала сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели громкие чтения произведений, посвященные блокаде Ленинграда.
В заключение мероприятия сотрудники БИЦ раздали рекомендательные списки «История блокадного Ленинграда: о прошлом для будущего» и «Блокадное детство» с QR-кодом на видеопрезентацию и виртуальную книжную выставку, что позволит более подробно познакомиться и выбрать для себя понравившуюся книгу.