К. Дебюсси и музыка XX века

22 августа для читателей БИЦ имени М.В. Ломоносова был проведен информационный час, посвященный юбилею великого музыканта.


22 августа исполнилось 150 лет со дня рождения французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма, музыкального критика Ашиль–Клода Дебюсси.
Произведения Дебюсси отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов. Творчество Дебюсси многим напоминает импрессионизм в живописи: его музыка полна воздушной трепетности пространства, любви к пейзажу, красочности неуловимых подвижных моментов.
Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик Ашиль-Клод Дебюсси (Achille Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле.
Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще.
Занятия с юным Дебюсси проводила Антуанетта де Флервиль и мальчику очень повезло с преподавателем. Музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.
Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.
Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.
В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.
Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х — началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.
Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.
Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.
Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию, и уже через год благодаря кантате «Блудный сын» он ее получил. Произведение, созданное молодым автором во многом под влиянием французской лирической оперы, наполнено потрясающим драматизмом некоторых эпизодов. С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной – старинными итальянскими хоровыми пениями 16-го века. Здесь же Клод увлекся творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Пока Дебюсси находился в Италии, официальное художественное общество Парижа жестко критиковало его творчество. Представители старой школы музыки обвиняли молодого автора в стремлении сделать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите, которые заставили его забыть о первостепенности точных рисунков и форм.
Музыкант мечтал создать нечто такое, что в мире искусства стало бы крупным событием. В 1890 году он начал трудиться над оперным произведением «Родриг и Химена», либретто к которому написал Катюль Мендес.
Под конец 1880-х композитор завел знакомство с богатым почитателем музыки Эрнестом Шоссоном, который тогда занимал пост секретаря Национального совета музыки. В те же годы произошло еще одно важное для Клода знакомство: он с Эриком Сати, который работал аккомпаниатором в «Трактире Клу» на Монмартре. Независимый, свободный и не признающий официальной академической музыки Сати оказал колоссальное влияние на окончательное формирование уникального стиля Дебюсси.
Забросив «Родрига и Химену», в 1893 году композитор начал работать над оперой «Пеллеас и Мелесанда» по драме Мориса Метерлинка. Через год он вдохновился пасторалью Малларме, и стал сочинять симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Последнее произведение положило начало новому направлению – музыкальному импрессионизму.
Последние годы жизни Дебюсси провел в борьбе с бедностью и болезнями, но творить не бросал даже в самые тяжелые моменты. В начале 20-го века композитор создал ряд своих самых известных произведений для фортепиано, а параллельно публиковал в прессе остроумные рецензии на события мира искусства.
Чтобы прокормить семью, Клод много гастролировал с оркестрами, дирижируя собственные сочинения на сценах Англии, России, и Италии.
От природы музыкант был довольно скромен, он не жаждал славы и народного обожания. Дебюсси редко бывал на премьерах собственных опер, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. А о своем гениальном таланте он говорил, как о даре, преподнесенном Всевышним.


Дорогие друзья, приглашаем вас в БИЦ имени М.В. Ломоносова ( пр. Сельмаш 7а), где вы можете познакомиться с книгами по теме мероприятия.