24 апреля отмечается Всемирный день защиты лабораторных.

Дата была учреждена в 1979 году Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных, а также Национальным обществом против вивисекции из Великобритании.
Сообщество NAVS было основано в 1875 году и первым бросило вызов в борьбе против вивисекции животных, чем занимается до сих пор.
NAVS из Великобритании пролило свет на «видовые различия» — фундаментальный недостаток экспериментов на животных, который делает такие тесты плохими для животных и людей.
Каждый вид по-разному реагирует на вещества, что делает тесты на животных ненадежным способом предсказания эффектов у людей. Как следствие, испытания на животных привели к человеческой трагедии.
Впрочем, эксперименты над животными проводились и раньше, с тех самых пор, как возникли первые государства. Так, в Античности первыми вивисекторами были философ и основоположник формальной логики Аристотель и его внук, врач Эразистрат из Кеоса.

Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.).
Эразистрат
Эразистрат исследовал деятельность нервной системы, вскрывал человеческие трупы, описал работу печени и изучал функции работы пищеварения на живых животных, считая главной причиной всех болезней того времени излишества в пище и несварения её, которая засоряет сосуды.

В Древнем Риме был известен врач Клавдий Гален, который вскрывал трупы обезъян, свиней и коз, был основоположником фармакологии, анатомии (ведь именно он в те годы доказал, что по артериям течёт кровь, а не пневма, как считали люди в те времена, что именно мозг контролирует деятельность нервной системы, сформировал теорию кровообращения и совершил массу полезных открытий в области медицины, которые до сих пор актуальны.
По мере роста экспериментов на животных, особенно практики вивисекции, которая стала популярна в конце XIX века, росли критика и споры вокруг этой проблемы. Появлялись возражения на этической основе.

Напомним, вивисекция, живосечение — проведение хирургических операций над живыми животным с целью исследования функций организма (либо извлечённых отдельных органов), изучения механизмов действия лекарственных средств, разработки методов хирургического лечения или же в образовательных целях.
По данным зоозащитников, ежегодно в экспериментах гибнет от 100 до 150 миллионов лабораторных животных.
Среди них — крысы, белые или лысые мыши, хомяки, кролики, а также обезьяны, собаки и иногда — кошки. Как правило, большее сочувствие у людей вызвали используемые в научных целях собаки, обезьянки и котики — по этой причине в 2019 году была закрыта одна из лабораторий в Германии.
Судьба редко бывает благосклонна к животным, используемым в научных целях. Их сжигают, ослепляют, ошпаривают кипятком, травят, калечат, морят голодом, бьют электрическим разрядом, заливают химикаты в глаза (кроликам). Кроме того, у подопытных животных вызывают тяжелые заболевания: рак, диабет, сифилис, ВИЧ.
Люди борются за то, чтобы как страдания, так и использование животных в научных целях сошло на нет и стало пережитком прошлого. Вместо подопытных животных следует использовать одноклеточные организмы, бактерии, физико-химические методы, культуры клеток, компьютерные модели. Но пока это — только утопия…
В мире стараются строго следовать «принципу трёх R» (replacement, reduction, refinement — замещение, сокращение, усовершенствование), который прописывает:
1. Замещение опытов с животными опытами без их использования;
2. Сокращение количества животных в экспериментах;
3. Усовершенствование методов исследований, позволяющих минимизировать боль и страдания лабораторных животных, а также улучшить условия их содержания.
Но подвиг лабораторных животных, отдавших жизнь во благо науки, не остался незамеченным для Человечества: во многих городах установлены памятники подопытным зверям. Так, в Санкт-Петербурге есть памятник подопытной кошке и даже собаке (эксперименты академика Павлова):

Постамент коту, принявшему участие в научных экспериментах во дворе одного из основных вузов Петербурга.

Сотрудники новосибирского Института цитологии и генетики (ИЦИГ) РАН увековечили заслуги подопытных грызунов, установив в академгородке скульптуру мыши, «вяжущей» спицами спираль ДНК.

Над образом мыши работал новосибирский художник Андрей Харкевич, который создал больше десяти эскизов.
«Здесь сочетается и образ лабораторной мыши, и ученого, потому что они связаны между собой и служат одному делу. Мышь запечатлена в момент научного открытия. Если всмотреться в её взгляд, можно увидеть, что эта мышка уже что-то придумала. Но вся симфония научного открытия, радость, «эврика!» ещё не зазвучали», — так описал образ сам автор.
Жители Сухуми, в свою очередь, отдали дань уважения обезьянам, участвовавшим в опытах при изучении человеческих болезней

В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке. Недавно на средства, собранные студентами-медиками, как дань признательности этому живучему, терпеливому существу, излюбленному объекту физиологических и фармакологических исследований второй памятник установили в Токио.
Также тема подопытных животных нашла своё отражение и в литературе
Известно, что писатель-фантаст Герберт Уэллс был ярым противником распространённой в его время вивисекции, и в 1896 году он написал знаменитый роман «Остров доктора Моро» об английском учёном-физиологе с мировым именем, в совершенстве владеющим этим методом.

Роман был множество раз спародирован в мультфильмах и современных мультсериалах » и имел только две, более близкие к тексту, экранизации — 1977 года режиссера Дона Тейлора, где доктор Моро вводил животным сыворотку, содержащую человеческий генетический материал, и 1996 года, режиссёра Джона Франкенхаймера, где доктор Моро ввел человеческую ДНК в животных, находящихся в его распоряжении, чтобы сделать их более человечными.

Михаил Булгаков написал свою историю, сатирический роман «Собачье сердце», в котором похожий на доктора Моро хирург — Профессор Преображенский пересаживает человеческий гипофиз в тело бездомной собаки.
В результате животное постепенно превращается в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который своим поведением напоминал вора – рецидивиста, алкоголика и хулигана Клима Чугункина, чьи органы и были пересажены псу. В конце романа Преображенский производит еще одну операцию по возвращению Шарикова в собачье состояние после того, как тот написал на профессора донос.
Пример действительно гуманного подхода к этой проблеме показал наш великий соотечественник, великий ученый и великий педагог И.П. Павлов, который, придавая большое значение хирургическим методам, дающим возможность проводить многие исследования на вполне оправившихся от последствий предыдущих операций, выздоровевших животных, писал: «Животные, оперированные с помощью этих способов, представляют прекрасный материал не только для научных, но и для учебных целей, и процедуры на этих животных наглядны, поучительны и делают возможным многочисленные варианты, не проливая кровь новыхживотных». Одним из наиболее реалистичных современных подходов к этой проблеме, по мнению многих университетских педагогов, является замена демонстраций опытов на животных использованием их видеозаписей.
В заключение следует отметить, что существующие противоречия между требованиями науки, образования и этическими нормами являются отражением процессов развития общества. Проблемы современной биоэтики – лишь часть проблем современных наук о жизни. Их поэтапное решение потребует содружественных усилий ученых, педагогов, политиков, юристов и философов всех цивилизованных стран. Прогресс во многих направлениях биологии и медицины и сейчас, и в будущем определяется и будет в существенной мере определяться достижениями науки и образования, а экспериментирование на животных будет выполнять в этом процессе существенную роль.
1. Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского, Лопухина Ю. М.- М.: Медицина, 1999.
2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г.Юдина. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.
3. Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко.- М., 1999.
4. Деонтология в медицине. В 2-х тт. М.: Медицина, 1988.
5. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний . «Этюды критической медицины». Т. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,1998.
6. Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В. Морозова и Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1983.
7. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М., 1997.
8.Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. М.: Медицина, 2003.
9.Сидоров П.И. Правовая ответственность медицинских работников: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2004.
Материал подготовила гл. библиотекарь Легкодимова М.В.




