Великий учёный с душою поэта

Вечер-портрет, посвященный дню рождения  выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. 

19 ноября 2021 года исполняется 310 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов – гений, опередивший свое время на века. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт  XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

 Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

Познавательный час «М.В. Ломоносов -человек нового времени!» подготовлен зав.БИЦ имени М.В. Ломоносова Эсауловой Е.Ю.

Наука есть ясное познание истины, посвящение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастье, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник. Дорогие друзья, как вы понимаете эти слова ? Почему М.В. Ломоносов так говорил? Для того, чтобы заниматься наукой и иметь успех, необходимо обладать многими качествами характера, какими обладал М.В. Ломоносов.

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов.
Простой русский человек, сын архангельского крестьянина – помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Короток жизненный путь Ломоносова. Но за это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.
По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.
Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.
Ломоносов был рожден в России, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.
О жизни Ломоносова существует много разных мифов, но необходимо помнить , что главную ценность представляет сам человек, его мысли, поступки, дела.

Яркий пример «универсального человека»: энциклопедист, физик и химик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики).

Основоположник научного мореплавания и физической химии; заложил основы науки о стекле.

Астроном (открыл наличие атмосферы у планеты Венеры, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Он же поэт, художник, филолог, генеалог, историограф; поборник развития отечественных наук, экономики, образования (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь). Внёс также большой вклад в развитие риторики.

Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской и Болонской академий наук.

А. С. Пушкин так характеризует деятельность Ломоносова:
Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

А. С. Пушкин также сказал о Ломоносове:
Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

Правда и легенды о М. В. Ломоносове:
М. В. Ломоносов был натурой увлекающейся, порой — пылкой; вполне авторитетные источники указывают на примеры несдержанности с его стороны в отношении равных, о «продерзостях» и «неучтивых поступках». История его пребывания в Германии сохранила свидетельства «беспорядочности» его тамошней жизни. Известны скандальные эпизоды уже петербургской его бытности… «…Схватя болван, на чём парики вешают, и почал всех бить и слуге своему приказал бить всех до смерти…» — объявляет его «жертва», украсив свой рассказ душераздирающими подробностями об этом «коммунальном» столкновении с «рукоприкладством» и «до полусмерти побитием», которое обернулось для М. В. Ломоносова следствием и непродолжительным заключением… Обо всём этом сохранились не только анекдоты, но и свидетельские показания. Но, как говорится, «что дозволено Юпитеру…».

В своих суждениях и оценках он прям — не прибегает к эвфемизмам и «сглаживанию углов», когда пишет о кознях и непотребных инсинуациях своих недоброжелателей: «…Таубертовой комнатной собачки — Румовского. Тауберт, как только увидит на улице собачку, которая лает на меня, тотчас готов эту бестию повесить себе на шею и целовать её под хвост. И проделывает это до тех пор, пока не минует надобность в её лае; тогда он швырнёт её в грязь и натравливает на неё других собак» (письмо Л. Эйлеру; 21 февраля 1765).

Характеристика:
Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду.
Бурный — образ жизни простонародный.
Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового.
Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.
Вот эпизод с грабителями в другом изложении:
Однажды в прекрасный осенний вечер пошёл он один-одинёшенек гулять к морю по Большому проспекту Васильевского острова. На возвратном пути, когда стало уже смеркаться, и он проходил лесом по прорубленному проспекту, выскочили вдруг из кустов три матроса и напали на него. Ни души не было видно кругом. Он с величайшею храбростию оборонялся от этих трёх разбойников: так ударил одного из них, что он не мог не только встать, но даже долго не мог опомниться; другого так ударил в лицо, что тот весь в крови изо всех сил побежал в кусты; а третьего ему уже не трудно было одолеть; он повалил его (между тем, как первый очнувшись, убежал в лес), и держа под ногами, грозил, что тотчас же убьёт, если не откроет он ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать. Этот сознался, что они хотели только его ограбить, а потом отпустить. «А, каналья, вскричал Ломоносов, так я же тебя ограблю!» И вор должен был тотчас снять свою куртку, холстинный камзол и штаны, и связать всё это в узел своим собственным поясом. Тут Ломоносов ударил ещё полунагого матроса по ногам, так что тот упал и едва мог сдвинуться с места, а сам, положив на плеча узел, пошёл домой со своими трофеями, как с завоёванною добычею…
В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Согласно легенде, в казне на тот момент были только медные деньги и награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.

Изучение и популяризация наследия Ломоносова:

Попытки изучения биографии М. В. Ломоносова были предприняты ещё в 1768 году. Академики И. И. Лепёхин и Н. Я. Озерецковский с 1768 по 1772 год включительно изучали родину Ломоносова (записки Озерецковского о Двинской земле, Холмогорах), а также биографию учёного, они узнали о его роде и детских годах.

Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания двинянина Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине, и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). С 1860—1870-х годов до начала XX века интерес исследователей к наследию, важнейшему вкладу в культуру России М. В. Ломоносова возрос, происходил анализ его естественнонаучных работ. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. С. Будиловича, П. П. Пекарского и В. И. Ламанского положили начало превращению изучения наследия Ломоносова в научную дисциплину.

В работе над академической биографией М. В. Ломоносова были использованы материалы, собранные А. А. Куником. На основе их вышел также «Сборник материалов для истории Императорской Академии наук в XVIII веке» (1865), который посвящён жизни и литературной деятельности В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

В 1865 году была издана книга Д. М. Перевощикова «Труды Ломоносова по физике и физической географии». Математик и астроном Д. М. Перевощиков был одним из первых, кто проводил систематические исследования и занимался популяризацией научного наследия Ломоносова. Позднее А. С. Будилович издал труды «Об учёной деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии» (1869), «Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова» (1871).

Большую работу по изучению естественнонаучного корпуса трудов М. В. Ломоносова проделал Б. Н. Меншуткин, давший в результате своей деятельности возможность получить представление как об опубликованных в редких изданиях, так и о не опубликованных вообще трудах М. В. Ломоносова, найдя их, переведя с латыни и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований учёного. Будучи сам химиком и историком науки, Меншуткин дал профессиональную оценку вклада М. В. Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Им опубликованы монографии «Ломоносов как физикохимик» (1904) и «Первый русский учёный» (1915), сборники «Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР» (1937) и «Труды М. В. Ломоносова по физике и химии» (1936). Б. Н. Меншуткин редактировал собрание сочинений М. В. Ломоносова, осуществлявшееся в 1891—1948 годах. Эти труды явились важным вкладом в осмысление роли естествоиспытателя не только в основных направлениях его исследований, но и с точки зрения методологии науки.

Много сделал для понимания деятельности М. В. Ломоносова и должной оценки В. И. Вернадский, чьё имя в ряду русских естествоиспытателей по праву соседствует с именем первого русского учёного («Ломоносов XX века»), В. И. Вернадский возглавлял комиссию по изучению наследия в канун 150-летнего юбилея его первой лаборатории.

Термин «ломоносововедение» закрепился в науке. Директор академического Музея М. В. Ломоносова Э. П. Карпеев определяет ломоносововедение как: …изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс… Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественно-научный рационализм, просветительство и мн. др., поэтому в «ломоносововедении» с самого момента его зарождения высказывались самые различные, иной раз противоположные оценки его жизни и творчества. Началом «ломоносововедения» можно считать появившиеся сразу же после смерти Ломоносова оценки современников.

В Северном (Арктическом) федеральном университете, располагающемся в городе Архангельске, существуют дисциплины «Ломоносововедение» по ряду специальностей.
В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд, одной из основных задач которого является просветительская деятельность. Основной идеей, лежащей в основе организации фонда, является продолжение подвижнической деятельности М. В. Ломоносова, направленной на возрождение лучших традиций российской науки, культуры, просвещения на Русском Севере. В 2006 году организован Научно-культурный центр «Ломоносовский дом» в Архангельске, создан конкурс имени М. В. Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области.

Час интересной информации «Ломоносов и библиотека», который подготовила зав.сектором отраслевой литературы О.Г.Титова расскажет о значительном вкладе М.В. Ломоносова в организацию деятельности двух крупнейших библиотек России 18 века – библиотеки  Академии наук и библиотеки Московского университета.

В библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова представлен большой  выбор книг о великом учёном и его труды. Вот некоторые из них:

  1. Западов,  А.В. М.В. Ломоносов и журналистика. – 2-е издание. – Москва: Издательство Московского университета, 2011. – 120 с.( К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 1711-2011).
  2. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. – Санкт-Петербург:: Гиперион, 2012. – 344 с.
  3. Михаил Ломоносов глазами современников / Составление, подготовка текста и примечания Г.Г. Мартынова: под ред. Б.А. Градовой. – Москва: Ломоносовъ, 2011. – 536 с.: ил.
  4. Повести  о Ломоносове / [вступ. ст. А.Морозова ]: худож. В. Бритвин. – Москва: Дет.лит., 2011. – 476 с.: ил.  – (Школьная библиотека)

Исторический экскурс «Жизнь и путешествия М.Ломоносова», подготовлен ведущим библиотекарем БИЦ имени М.В. Ломоносова Березовской Е.А.

Час интересной информации «Гениальные открытия и достижения Ломоносова, обогнавшие время», подготовленный главным библиотекарем Легкодимовой М.В. продолжает вечер-портрет, в ходе которого узнаете о нововведениях и изобретениях великого ученого.

Михаил Васильевич Ломоносов — светило русской науки, гордость и важная часть всей истории нашей страны… А теперь давайте начистоту, кто без подсказки сможет перечислить изобретения Михаила Васильевича, которые и прославили его имя через года? Я думаю, таких найдётся немного. Так давай познакомимся с работами великого мастера и поймём, в чем состояла их важность.

Остановимся на дюжине нововведений Ломоносова. Уже их вполне достаточно, чтобы оценить величие ума этого человека.

Оптика, метрология, механика, тепло, география, история, химия, литература и электричество – вы можете себе представить, что это далеко не весь список постигнутых Михаилом Ломоносовым знаний. Перечислю основные из них (не в хронологическом порядке, а по мере популярности).

1) Получение ртути в твёрдом состоянии.
Декабрь 1759 год. Два уже опытных ученых, Ломоносов и Браун — получили ртуть в твердом состоянии. Уже через один год, в 1760, решая другие химические задачи, ученный доказал – электропроводность и ковкость ртути. Вследствие этого, ртуть была отнесена в химической таблице Менделеева – к металлам. До этого, доказать подобную теорию – не удавалась никому, хотя попытки ученые совершали.

2) Создание физической химии как новой науки.
Ученый оформил новую науку в 1752 году, но так и не успел раскрыть ее до конца. Он сумел заложить основы физической химии. Начал объяснять химические явления на основе законов физики. Другими словами, физик стал исследовать, насколько плотно физика связана с химическими телами и явлениями. Он проводит электрические и оптические опыты.

3) Открытие природы полярного сияния.
Михаил сумел доказать, что полярное сияние образуется не просто так, а вследствие действия электрической силы. Сейчас, на основе его теории полярное сияние объясняется так: свечение верхних слоев планет. Но только тех планет, которые обладают магнитосферой. Взаимодействуя с заряженными частями солнечного ветра – образуется сияние.

4) Разработка электроизмерительного прибора.
В 1745 году, проводя исследования вместе с Рихманом, удалось разработать электроизмерительный прибор. Обозначался, как «электрический указатель». Благодаря конструкции прибора, в виде деревянного квадранта с градусной шкалой – появилась возможность измерять степень электричества. Датчик показывал любое изменение электричества при изменении погодных условий. Именно таким образом было доказано его присутствие в воздухе не только во время грозы. С помощью этого прибора стало возможным предсказывание грозовых осадков.

5) Создание стекла.
Разработав не только теорию, сделал открытия в технологиях производства. Первым сотворил цветные стекла и мозаики. На основе этого удачного эксперимента – в будущем была создана мозаичная картина «Полтавская битва». Уже в 1751 году была открыта фабрика по изготовлению цветных стеклышек.

6) Создание прототипа вертолета.
Ломоносову удалось разработать летательный аппарат, который взлетает вертикально, а не с набором скорости. Его можно бы было назвать современным дроном. Поскольку аппарат рассчитан только на поднятие метеоприборов. Создал и выпустил аппарат в 1755 году, дал название аэродинамическая машина. К сожалению, оригинальной разработки не сохранилось, но в музеях можно увидеть муляжи задуманной идеи.

7) Выпуск «Русской грамматики».
В 1755 году Ломоносов выпускает свое издание «Русской грамматики», которое выдерживает 14 переизданий и по ней начинают учиться люди. Именно Ломоносов выделил 30 букв, 8 частей речи и 6 падежей, 3 наклонения, 10 форм глагола. Дальше развитие филологии базировалось на «Грамматике» Ломоносова. Более того, в русский язык, ученный привел много слов.

8) Стихосложение.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ, при котором чередуются ударные и безударные слоги. Весь «золотой век» провел в стихах силлабо-тонического сложения.

9) Создание атласа и глобуса.
Именно Ломоносов первым пришел к выводу, что атмосфера имеет три слоя. Он же положил начало российской геологии, создав учение «О слоях земных». Так же в 50 годах возглавил департамент географии, проводил создание атласа и восстановил глобус после пожара. Допустил и доказал, что льды постоянно перемещаются. Подготовил карту Антарктики и океанического пространства. Ученый считал, что каждые 20 лет необходимо обновлять карты, поскольку состояние планеты меняется за этот период. Так же, утвердил, что на карте должны присутствовать демографические показатели, социально-экономические явления.

10) Основание молекулярно-кинетической теории.
До его работ различные явления, связанные с тепловым расширением объектов, приписывали невидимым частицам — теплороду и флогистону. Учёный убедительно опроверг эти заблуждения и вывел несколько постулатов, говоривших, что теплота возникает за счёт внутреннего движения частиц, составляющих тот или иной объект.

11) Обнаружение атмосферы Венеры.
В 1761 году он, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, обнаружил наличие у неё атмосферы.

12) Усовершенствование телескопа.
Благодаря такому улучшению световой поток увеличился и стало возможным наблюдение ранее недоступных объектов. Рабочий прототип телескопа он продемонстрировал в Академии наук в мае 1762 года. Публикаций об этом изобретении не было, и спустя полвека аналогичную конструкцию создал Фредерик Гершель, чьим именем её и назвали.

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.
Откуда появился такой талант в простом мальчишке из села – неизвестно. Обычные родители, обычная семья, сын – гений.

Час памяти «Чьим именем гордимся», подготовленный зав.сектором детской литературы Беляевой Е.Н. расскажет ребятам о выдающейся, многогранной личности М.В. Ломоносова.

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В. Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.