Православным верующим повезло в части их религиозной конфессии, ведь практически каждый день у христиан – это церковный праздник. Большинство из них, можно сказать почти все, достаточно аскетичны и скромны. Но, тем не менее, для верующего новый день – новая возможность стать к Богу еще ближе с помощью молитвы и соблюдения правил и запретов. Вспомним сегодня осенние православные праздники.
Как церковный Новый год оказался 14 сентября?
В православном календаре 14 сентября есть такой праздник — церковное новолетие. С этого дня начинается новый календарный церковный год. Но исключительно церковным праздник стал только в XVIII веке — до этого Новый год в сентябре праздновала вся Русь.
Праздновать Новый год в сентябре начали в Римской империи при святом императоре Константине, то есть еще в IV веке! Дата была связана с началом нового налогового года. Чуть позже Церковь переняла эту традицию и даже составила специальный молебен, который читается в этот день.
Из Византии празднование новолетия перешло на Русь. Но дата долго не становилась официальной — ведь еще с языческих времен тянулась традиция праздновать начало нового года в 20-х числах марта. Из-за этого часто происходила путаница в датах и летоисчислении. Только в 1492 году на Московском церковном Соборе 1 сентября (по новому стилю — 14-е) закрепляется как основная дата церковного и государственного новолетия: в это время года собирали урожай, и казне проще было получить годовые платежи.
Все изменилось в 1700 году при реформаторе Петре I — он перенес
празднование Нового года на 1 января по примеру Европы. Он же указал вести годовое исчисление не от условной даты сотворения мира, а от Рождества Христова.
Еще раз календарь изменился в 1918 году — Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, которым мы пользуемся до сих пор. То есть Новый год перенесли с 1 января по старому стилю на 1 января по новому стилю (как сейчас).
Но Церковь на новый стиль не переходила: церковное новолетие так и осталось в сентябре.
Интересно, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную.
Что такое Рождество Богородицы.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).
Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были людьми благочестивыми и жили в любви друг ко другу. Одно только несчастье омрачало их жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок.
Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие. Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.
Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте.
Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над ними.
По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». «Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И если я рожу дитя, отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь». Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».
Они встретились у городских ворот. Анна, заметив приближающегося мужа, побежала к нему навстречу и крепко обняла его, они вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Именно ей предстояло родить Того, Кого так долго ждал народ Израиля, Кто сотрет главу змея (Быт 3:15), победит смерть и даст возможность каждому обрести вечную жизнь.
27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Это особенный праздник — он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.
Господь и Спаситель Иисус Христос пострадал и умер за нас. На горе Голгофе поставили три креста и распяли Иисуса Христа посреди двух разбойников. Христос умер, ученики погребли Его, а потом Он воскрес и вознесся на небо.
А Голгофа и Гроб Господень остались во власти язычников. Язычники не верили в Бога, а верили в идолов. Они так не любили Христа, что хотели и забыть про Него. И они завалили камнями, закидали землей и заставили скверными идолами Гроб Господень и гору Голгофу. Однако враги Христовы погибли, а святые места снова прославил Господь.
Святой равноапостольный царь Константин, познав силу Креста Христова, уверовал в Иисуса всем сердцем. Он поручил своей матери, царице Елене, поехать в Иерусалим, очистить от идолов святые места, найти Животворящий Крест Господень и построить над местом распятия и Гроба Господня огромный и прекрасный храм.
Лишь после многих трудов удалось найти то место, где язычники завалили камнями Животворящий Крест. Придя на то место, Елена и Иерусалимский патриарх Макарий стали молиться Богу. И послышалось дивное благоухание. И нашли три креста и гвозди, которыми прибивали Христа. Чтобы узнать Крест Господень, по очереди приложили кресты к мертвецу. И когда приложили Животворящий Крест, мертвец воскрес.
Царица Елена с радостью поклонилась Кресту и поцеловала Его, также и все, кто был поблизости. А потом патриарх Макарий поднялся на холм и стал, воздвигая Крест, показывать его народу. А народ говорил: «Господи, помилуй», — радуясь и славя Распятого на Кресте Господа и Спасителя нашего.
С той поры и начали праздновать Воздвижение Креста Господня. Да будет от нас Богу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Есть ли частицы Креста в России?
Первый фрагмент Креста в нашу страну привезла княгиня Евфросиния Полоцкая, в 1167 году совершившая паломничество в Константинополь и Иерусалим. Другая частица находилась в реликварии великих князей и царей Московских. Он был собран из святынь, привезенных в XIV веке архиепископом Дионисием Суздальским из Константинополя, и получил название «Ковчег Дионисия». До XX века реликварий хранился в Благовещенском соборе, а затем — в музеях Московского Кремля.
Еще один фрагмент Животворящего Древа был в 1799 году подарен императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена и помещен в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга. После 1917 года этот фрагмент был утерян. Есть сведения, что потом святыня была тайным образом перевезена в монастырь Цетинье в Черногории, где она пребывает сегодня.
Небольшие частицы Креста Господня можно встретить в известных монастырях и храмах России: Троице-Сергиевой лавре, Елоховском Богоявленском соборе, Зачатьевском монастыре в Москве и других местах.
14 октября проходит Покров Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы очень почитается на Руси. По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.
Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял ярче солнечных лучей, а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился увидеть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.
Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.
На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским в 1165 году.
К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.
Праздник этот считался покровителем свадеб, и потому сельские девицы молились тогда о скорейшем выходе замуж. Они считали необходимым побывать в праздник Покрова в церкви; ставили свечи перед иконою Покрова Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На Руси первый снег выпадал обычно около праздника Покрова. Белый снежный покров напоминал свадебное покрывало или фату.
К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.