Устный журнал к международному дню шахмат.
Международный праздник, который посвящён интеллектуальной игре — шахматам. Международный день шахмат – всемирный профессиональный праздник шахматистов.
Шахматы считаются настоящим королём среди всех настольных логических игр. В мире регулярно проводятся шахматные турниры, в ходе которых настоящие мастера игры показывают чудеса стратегии и находчивости.
Шахматы – увлекательное занятие, которое требует от игроков сосредоточия внимания, четкого логического мышления и умения видеть перспективу действий. Это одновременно и спорт, и игра, которая разворачивается на черно-белом поле из 64 квадратов. Сегодня они, несмотря на распространение различных компьютерных игр, так же востребованы, как и раньше. Повсеместно проводятся спортивные состязания мирового уровня среди профессионалов и любителей-шахматистов.
А знаете ли Вы, что:
- 9 июня 1970 года состоялась первая в истории человечества партия Космос-Земля. Ее сыграли члены экипажа космического корабля Союз-9 и представители подготовительного центра космонавтов на Земле. Игра закончилась ничьей.
- 20 июля 2004 года чемпион мира Анатолий Карпов провел сеанс шахматной игры в Кремле. Его партнером был Владимир Жириновский, с которым они сыграли ничью. Им довелось играть набором бриллиантовых шахмат, стоимость которых составляет 150 тысяч долларов США.
- Первая компьютерная программа для игры в шахматы была написана в 1951 году Аланом Тьюрингом.
- Советский и российский шахматист Гарри Каспаров признан величайшим шахматистом в мире. Он является восьмикратным победителем Всемирных Шахматных олимпиад. С 1985 по 2006 год он возглавлял рейтинг ФИДЕ.
- Некоторые ученые рекомендуют игру в шахматы, как средство против болезни Альцгеймера. В ходе научных исследований было выяснено, что эта игра способна улучшить творческие способности и концентрацию внимания.
- Под инициативой голландского перфоманиста Ипе Рубинга был учрежден гибридный вид спорта шахбокс, в котором чередуются раунды шахмат и бокса. С 2003 года проводятся официальные чемпионаты мира по шахбоксу.
стр.1. Исторический экскурс «Благородная игра — шахматы. Как всё начиналось» подготовлен зав.сектором отраслевой литературы О.Г. Титовой.
стр.2. «Литературный гамбит» в произведениях Набокова подготовлен зав.сектором художественной литературы Е.Е.Герасименко
Сегодня трудно представить, что когда-то жизнь и творчество замечательного поэта и писателя, одинаково блестяще писавшего на русском и английском языках, Владимира Владимировича Набокова долгое время оставались “terra incognita” для широкого круга читателей бывшего СССР, и прежде всего его родины — России. Только на заре перестройки было наконец “прорублено” окно в “железном занавесе” россиян к автору “Защиты Лужина”, “Дара” и знаменитой “Лолиты”. Пионером решительного поступка довольно неожиданно стал журнал “64 — Шахматное обозрение” (главный редактор А. Карпов и зам. главного редактора А. Рошаль). В августе 1986 года журнал опубликовал две страницы из романа — воспоминаний “Другие берега”, в которых Набоков рассказывает о своем излюбленном занятии — составлением шахматных задач.
О пристрастии В. В. Набокова к древней игре написано довольно много, в том числе и им самим. Несмотря на то, что задачи Набокова не открыли в шахматной композиции особой новизны, они интересны для истории в контексте творчества их автора, знаменитого писателя.
Многое в жизни Набокова связано с шахматами. Владимир Набоков с ранних лет увлекался составлением шахматных задач, которые довольно часто публиковались в различных журналах, газетах и даже в книгах. В частности, в своей книге “Poems and problems” он, кроме стихотворений, публикует несколько шахматных задач со своими комментариями. В одном из интервью Набоков говорит, что, будучи совершенно лишен музыкального слуха, он «нашел довольно необычную замену музыке в шахматах — говоря точнее, в сочинении шахматных задач». Набоковский взгляд на шахматы как на форму высокого искусства находит многочисленные документальные подтверждения. В мемуарах, например, автор прямо говорит о связи между «блаженной сутью» самого процесса составления шахматных композиций и «сочинительством…, в особенности с писанием». Он также утверждает, что для создания шахматных композиций «нужен не только изощрённый технический опыт, но и вдохновение», и вдохновение это принадлежит к какому-то сборному, музыкально-математически-поэтическому типу.
«Следует понимать, что в задачах для шахматистов борьба ведется не между белыми и черными, а между составителем этюда и человеком, который пытается его решить Точно также в классном художественном произведении настоящий конфликт разворачивается не между персонажами, а между автором и окружающим миром…».
Увлечение Набокова шахматами и литературой воплотилось в книге «Стихи и задачи», опубликованной в 1969 году. К этому моменту писатель получил американское гражданство. В антологию вошли 39 стихотворных произведений, написанных на русском языке. Набоков самостоятельно перевел их на английский. Еще 14 стихотворений были изначально написаны на языке Шекспира. Завершают книгу 18 шахматных задач, составленных Набоковым.
Литературные произведения Набокова, его вклад в энтомологию и шахматы позволяют увидеть страстного, увлекающегося и решительного человека. В игре за доской с резными деревянными фигурками воплотились тяга писателя к самовыражению и творческие поиски.
Набоков неоднократно подчеркивал близость шахматной композиции и литературного творчества. И если в романах Набокова взаимоотношения персонажей порой являются проекцией шахматных коллизий, то за фигурами шахмат можно увидеть литературные, исторические и биографические реалии его героев.
«Защита Лужина» — один из наиболее известных романов Набокова. Роман привлекает и своим заглавием, и своим содержанием, писатель неоднократно объяснял его замысел. Он говорил, что русское заглавие этого романа – «Защита Лужина» – относится к шахматной защите, будто бы придуманной героем. Сочинять эту книгу для Набокова было нелегко. Он пытался внести роковое предназначение в жизнь Лужина, пытался придать событиям вид замысловатой игры. А конец романа стал для героя настоящей шахматной атакой, которая разрушила его здоровье до основания.
С выходом “Защиты Лужина” к Набокову пришло полное признание не только в литературной среде. Он стал известен и всем шахматистам Европы, хотя с первых страниц романа становится ясно, что шахматы в книге только метафора, сам же роман совсем о другом.
Многих занимал вопрос: кто был прототипом Лужина? В своем единственном довоенном интервью Набоков заметил: “…чтобы написать Лужина, пришлось очень много заниматься шахматами… Мой Лужин — чистейший плод воображения” (“Последние новости”, 3 ноября 1932 года). Герой романа — Лужин — лицо собирательное, вымышленное. Погрузив его в реалии своего детства, Набоков в то же время подарил ему головокружительную карьеру юного Алехина, придал ему некоторые портретные черты и добавил детали судьбы первого чемпиона мира В. Стейница.
Судьба творца, в романе – шахматиста, стала темой этого романа. Известно, что Набоков сознательно стремился избегать сходства своей судьбы или судеб реальных людей с судьбами своих литературных героев. Однако, корни трагедии Лужина – игрока и творца вытекают из биографии Набокова, пережившего вместе со всей Россией катастрофу смены двух эпох и не избежавшего личных трагедий в своей судьбе.
Владимир Владимирович Набоков родился 22 апреля 1899 года, дом 47 на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Он был первенцем в семье Владимира Дмитриевича Набокова и его супруги Елены Ивановны, урожденной Рукавишниковой. Набоковы были знатным и богатым дворянским родом. Многие его представители достигли серьезных общественных высот, например, дед будущего писателя Дмитрий Николаевич Набоков был министром юстиции, одним из авторов судебной реформы 1864 года. Характер и духовный склад Владимира Набокова начали формироваться в «совершеннейшем, счастливейшем детстве». «Трудный, своенравный, до прекрасной крайности избалованный ребенок» рос в аристократической петербургской семье, в атмосфере роскоши и духовного уюта, жадно черпая «всей пятерней чувств» яркие впечатления юных лет. В это же время формируется круг увлечений и интересов, оставшихся неизменными на всю жизнь: шахматы, бабочки, книги. Рано открыл он для себя счастье и муку стихотворчества. Интересно, что подтолкнул его к сочинению первого стихотворения (в июле 1914) вид капли, скатившейся с листа сирени. Для развития поэтического дара идеальной средой была атмосфера Серебряного века, ренессанса русской поэзии. Одно время стиховедческие теории Андрея Белого очень увлекли Набокова, и он исписывал целые тетради, вычерчивая ритмические схемы разных стихотворений.
В романе «Защита Лужина» набоковский герой – русский эмигрант, шахматист, творческая личность — переживает трагедию несовместимости созданного им шахматно-музыкально-творческого мира с реальной жизнью.
Сюжет романа сводится к последнему турниру Лужина, известного шахматного маэстро. Игра как важнейшая составляющая творчества Лужина взята в самой очевидной её форме – шахматах. Суть её состоит в том, что два соперника ведут игру на доске, разделенной на квадраты, белыми и черными фигурами. Время партии строго регламентировано. Этика шахмат отражает моральные законы древних рыцарских турниров: желающий победить обязан атаковать, отказ от атаки понимается как отсутствие храбрости у игрока, психологическая растерянность, которая неизменно ведет к проигрышу. Способность к неожиданным нападениям, воинствующий дух, готовность к риску сочетаются у сидящих за доской с выдержкой, самообладанием, огромным напряжением воли. В романе главный герой, гроссмейстер Лужин, придумывает шахматную защиту от дебюта своего соперника Детство, которое поначалу вводится в повествование на правах воспоминания, опознаётся самим Лужиным как начало его жизненной партии, а женитьба – как комбинация, разыгрываемая реальностью. Воспоминаниями детства перемежается всё повествование. Лужин как бы всю жизнь старается припомнить что-то важное и тем самым раз и навсегда найти решение к загадке своего существования. Кульминационная точка повести – розыгрыш партии с Турати, за которым следует душевное заболевание Лужина. И вот, покидая кафе, в котором проводился турнир, Лужин слышит чей-то голос, нашёптывающий ему: «домой!» «Домой, — сказал он тихо. – Вот значит, где ключ комбинации». Но что же это за «домой»? Это – не берлинская квартира Лужиных, это – русская дача, где он живал в раннем детстве («Лужин чувствовал, что нужно взять налево, и там будет большой лес, а уж в лесу он легко найдёт тропинку. Сейчас появится река и лесопильный завод, и через голые кусты глянет усадьба. Он спрячется там, будет питаться из больших и малых стеклянных банок»). Далее повествование переносится на шестнадцать лет вперёд, и Лужин, внезапно превращённый в зрелого мужчину, известного шахматиста, и перенесённый на немецкий курорт, оказывается сидящим за столиком в кафе и показывающем тростью на окно. Вскоре Лужин встречает свою будущую жену. Чуть позже он начинает участие в шахматном турнире, где он встречается с главным своим соперником – Турати. Их шахматный поединок является кульминацией романа. Из-за переутомления и болезни, которая начинается одновременно с началом турнира, Лужин оставив партию в проигрышном положении, попадает в больницу. Даже после выздоровления шахматные видения не отпускают его. Лужин заканчивает жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
В своём произведении Набокову удаётся поддерживать напряжение, не давать ни на минуту ослабеть читательскому вниманию, несмотря на то, что он говорит чуть ли не всё время о шахматах. В этом проявляется мастерство Набокова. Когда дело доходит до состязания Лужина с итальянцем Турати, читатель по-настоящему взволнован, хотя до шахмат ему нет никакого дела. Но в романе шахматы перерастают в нечто большее. Это игра, но не просто игра, а самая интеллектуальная, творческая ее форма, сочетающая признаки искусства и соревнования, требующая от игрока фантазии. Труднейшая задача показать жизнь глазами гениального, больного воображением человека и не спутать при этом основного повествования с этим пленительным и страшным бредом – автором исполнена с почти пугающей отчётливостью. Изумительно сделанный, роман опрокидывает все общепринятые архитектонические формы. Сюжет несколько раз рвется хронологически, но художественно остается неизменно цельным. Опрокинуты все привычные мерки глав, постепенное нарастание действия. Композиционно роман является настоящим произведением искусства. Каждое мгновение максимально притягивающий внимание читателя, он отражает в своей внешности внутреннюю напряженность Лужина.
Таким образом, Набоков ставит перед читателем проблемы, связанные с темой творчества и творческой личности, носящие профессиональный характер. В лице Лужина показан ужас такого профессионализма, показано, как постоянное пребывание в творческом мире словно бы высасывает из художника человеческую кровь, превращая его в автомат, не приспособленный к действительности и погибающий от соприкосновения с ней.
стр.3. Художественно-познавательный час — «Шахматы в русской литературе» подготовила библиотекарь БИЦ имени М.В. Ломоносова М.В. Забродина.
Шахматная игра издавна радует людей. В литературе часто встречаются сцены, мысли и образы, навеянные шахматным искусством. Шахматы служили аналогией исторических событий и противостояний, отражали непростые взаимоотношения персонажей, а иногда были причиной глубокой драмы.
Александр Сергеевич Пушкин увлекся шахматами с лицейских лет. В библиотеке поэта находился учебник по шахматам Д. Филидора, изданный в Париже в 1820 году. Все листы книги были не только разрезаны, имеются его пометки карандашом и ручкой. Это говорит о том, что она внимательно изучалась владельцем.
Было в библиотеке Пушкина и шахматное руководство А. Д. Петрова в двух экземплярах. Одну книгу он, очевидно, купил сам, другую ему подарил автор, о чём свидетельствует дарственная надпись: «Милостивому государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения. От издателя». Литературные достоинства этого труда не укрылись от взора поэта, и 1 апреля 1831 года Петров дебютировал в Пушкинской «Литературной газете» как писатель, опубликовав серию очерков «Игра шахматы (Царь Шихрам – Автомат Кемпелена – Обезьяна и гасконец)».
В описи петербургского книготорговца Ф. Беллизера на имя А. С. Пушкина значатся три первых номера шахматного журнала «Паламед», издаваемых в Париже. Эти номера были доставлены поэту 14 августа 1836 года.
Шахматная тема нашла свое место и в произведениях А. С. Пушкина. Особенно известна сцена игры Ольги Лариной и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин» (26 строфа IV главы):
Александр Сергеевич обучил игре в шахматы и свою супругу. В переписке с Натальей Николаевной мы видим немало соответствующих упоминаний. Вот известная цитата: «Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу позже». Причем ученицей она оказалась талантливой, став лучшей шахматисткой Петербурга.
Десятки друзей и приятелей поэта – литераторов, чиновников, общественных деятелей – были столь страстными поклонниками шахмат, что впоследствии стали членами петербургского Общества любителей шахматной игры, основанного А. Д. Петровым.
Последнюю партию поэт сыграл в гостях у П.И.Мещёрского накануне роковой дуэли.
Иван Сергеевич Тургенев, по его признанию, «пристрастился к шахматам» с ранних лет, а к теории приобщился в период учебы в Московском университете. В Орловском тургеневском музее сохранились шахматные журналы и книги с карандашными пометками писателя.
Тургенев штудировал новинки шахматной литературы, в его библиотеке обнаружились практически все известные шахматные издания того времени, включая периодические, все прочитанные и снабжённые пометками и комментариями.
Партнерами Ивана Сергеевича были многие русские писатели и, в частности, Лев Николаевич Толстой. В первый же день знакомства Тургенева с Толстым в ноябре 1855 года они провели несколько часов за шахматной доской. Из трех сыгранных в тот день партий с Толстым Тургенев две выиграл и одну проиграл.
Он на равных играл с сильнейшими российскими шахматистами Карлом Андреевичем Янишем, Ильей Степановичем Шумовым и Дмитрием Семеновичем Урусовым, был постоянным членом Петербургского Общества любителей шахматной игры, участвовал в матчах и турнирах в России и за рубежом.
Лев Николаевич Толстой, которого ещё в детстве приохотил к шахматам его старший брат Николай, любил шахматы и играл довольно сильно, хотя и не увлекался серьёзно теорией и рассматривал их, скорее, как средство отдыха от трудов, «гимнастику» для уставшего ума.
Однажды, будучи на службе, унтер-офицер Толстой пропустил караул, заигравшись в шахматы, за что был арестован и лишен возможности получить Георгиевский крест.
В Ясной Поляне Толстой часто играл с друзьями и гостями: «Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты» (из письма А. Берсу, 28.10.1864).
Соперниками графа в разные времена становились писатель Иван Сергеевич Тургенев, математик и шахматист князь Сергей Семенович Урусов, композитор Сергей Иванович Танеев.
Интеллектуальный мир шахмат нередко становился частью произведений русских классиков. В литературе шахматы служили аналогией исторических событий и противостояний, отражали непростые взаимоотношения персонажей, а иногда были причиной глубокой драмы.
Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, зав. сектором детской литературы Беляева Е.Н. предлагает юным посетителям совершить путешествие по Шахматному королевству.
Мы с Вами сегодня в ходе познавательного урока проведём экскурсию по шахматному королевству, на которой вы узнаете интересные факты из истории шахмат. Не страшно, если вы совсем не знакомы с этой игрой, значит, пришло время узнать о ней. А любители шахмат сегодня смогут взглянуть на эту игру по- новому.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе.
При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Проверить свои знания о шахматных фигурах мы предлагаем с помощью загадок.
Дорогие друзья! В библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш,7 А) представлен большой выбор книг о шахматах, о том, как можно самому научиться играть в шахматы, о великих шахматистах, узнать секреты шахматных побед от великих гроссмейстеров, а также познакомиться с автобиографией чемпионов России и мира по шахматам.
Вот лишь некоторые из них:
-«Секреты шахматных побед от великих гроссмейстеров» А.М. Безгодова. Эта книга расскажет о великих шахматистах, которые выделялись из огромной массы игроков. Они меняли облик шахматной игры, формировали её правила. Книга познакомит с этими великими игроками, их секретами побед в шахматных партиях, «изюминками» и «фишками» игры.
Безгодов А.М. Секреты шахматных побед от великих гроссмейстеров / А.М. Безгодов.- Ростов н/Д: Феникс-Т, 2018.- 221. [1] с.: ил.- (Шахматный клуб).
-«Хоссе Рауль Капабланка» А.М.Безгодова. Эта посвящена Хосе Раулю Капабланке- пожалуй самому элегантному и представительному из всех чемпионов мира по шахматам. Крупнейшие эксперты до сих пор признают его безусловным шахматным гением с беспрецедентным стилем игры.
Безгодов А.М. Хоссе Рауль Капабланка: секреты мастерства/ А.М. Безгодов.- Ростов н/Д: Феникс-Т, 2018,- 93, [1 ] с: ил.- (Играй как чемпион!).
-«Аналитические и критические работы. 1942-1956г.г.» М. Ботвинника.
Эта книга является продолжателем научного труда М.М. Ботвинника «Аналитические и критические работы. 1923-41», впервые вышедшего более тридцати лет назад. Великий шахматист продолжает рассказ о своей спортивной и творческой деятельности в период с 1942-1956гг., включая завоевание титула чемпиона мира, приводит 130 лучших партий этого времени.
Ботвинник, М.М. Аналитические и критические работы. 1942-1956/ М.М.Ботвинник.- Москва: РИПОЛ классик, 2015.- 444 с. : ил.-(Шахматы. Игра разума).
«Учебник шахматной игры» Э. Ласкера. По этому учебнику учились многие выдающиеся шахматисты. Книга содержит первоначальные сведения о шахматной игре, учение о дебютах. Особое место занимают главы, посвященные позиционной борьбе и шахматной эстетике.
Ласке Эм. Учебник шахматной игры. Пер с нем./ Под специальной ред. И с комментариями Я.И. Нейштадта и с присл. М.М. Ботвинника.- 7-е изд.- Москва: Терра-Спорт, 2001.- 416 с.