Урок живописи
Илья Репин родился 5 августа 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.
Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.
Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.
Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.
За
свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира»
— Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы
изучать западноевропейское искусство. (Это драматическое сложное полотно стало
первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую
историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам –
его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи
прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус
идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую
родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой
дочери Иаира.
Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не
устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что
финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус:
«она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать
картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих
характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.
Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную
обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Такая
содержательная трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит
Репина с Рембрантом (это был его излюбленный приём).
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте. В то время Репин, как и все академисты, писал картины в основном на библейские сюжеты. Но увиденное так впечатлило его, что он решил создать монументальное полотно о современной жизни российского народа. Так началась новая эпоха в истории российского искусства — эпоха реализма.
В 1873 году «Бурлаков» показали на выставке в Санкт-Петербурге.
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.
Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться. Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить,
«Бурлаки на Волге» стали первым значительным произведением в творчестве Репина. О художнике заговорили и в России, и в Европе как о новом явлении в искусстве. Картину купил великий князь Владимир Александрович, коллекционер и меценат, позже президент Академии художеств. До 1918 года она украшала бильярдную комнату в его петербургском дворце.
Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.
За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. 1880-е — годы творческого расцвета мастера русского реализма Ильи Репина. В этот период художник написал монументальное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На создание картины Репина вдохновила легенда времен второй русско-турецкой войны. Согласно ей, в 1675 году султан Махмуд IV прислал казакам Запорожской Сечи высокопарное послание, в котором велел им немедленно добровольно сдаться. В ответ казаки составили ироничное и совершенно нецензурное письмо.
В 1895 году картину наградили золотыми медалями на выставках в Мюнхене и Будапеште. В 1892 году «Запорожцев» за 35 тысяч рублей купил Александр III. Это была огромная сумма, на которую Репин смог купить имение около Витебска. После революции картина перешла в собрание Русского музея.
В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына», которое стало первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Скандал вокруг картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (в народе известная под названием «Иван Грозный убивает своего сына») разразился ещё в тот момент, когда полотно было представлено на XIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 г.
Увидев картину, император Александр III запретил публичный показ картины. Павлу Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Но спустя три месяца благодаря ходатайству близкого ко двору художника Алексея Боголюбова запрет всё же был снят.
В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.
В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.
В 1899 году художник переехал в местечко КуоККала и прожил там почти три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа художника Ильи Ефимовича Репина не стало.
Информационный ресурс: https://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin
Подробно с биографией и творчеством великого художника И.Е. Репина можно ознакомиться в фонде БИЦ имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7а).
Здесь представлены такие книги как:
Ю.А. Астахов. 100 великих русских художников. — Москва: Издательство «Белый город», 2008 г.- 520 с.
В.С. Манин. Шедевры русской живописи. — Москва: Торговый дом «Библио-Глобус», 2000 г.- 400 с.
К.Чуковский. Репин. — Москва: Искусство, 1983 г.- 144 с.
Илья Репин. — Москва: Белый город, 2000 г.- 64 с.
Репин. — Москва: Белый город — 49 с.
Далекое, близкое — Москва: Издательство «Искусство», 1964 г.- 512 с. О.Лясковская. И.Репин. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1962 г.- 384 с.