
В рамках XXX Димитриевских образовательных чтений, а также в рамках участия в краеведческом проекте «История. События. Люди» блок «Казачество на страже Отечества» для обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №21» главный библиотекарь БИЦ имени М.В. Ломоносова Грибанова Е.Ю. провела 05.11.2025 года час краеведения «Казаки – защитники Отечества»
В рамках мероприятия главный библиотекарь подробно познакомила учащихся с богатой историей казачества, начиная с его древних корней и происхождения, продолжая эпохой возрождения и современным развитием казачьих общин. Ребята узнали о двух наиболее популярных версиях происхождения казаков: одна связывает их с вольными людьми, которые бежали из различных регионов, чтобы жить свободной жизнью, а другая — с славянскими военными общинами, объединявшимися ради защиты земель.
Елена Юрьевна рассказала о ключевых страницах истории казачества, таких как их роль в защите границ Российской империи, участие в различных военных конфликтах и защите от набегов врагов. Был сделан акцент на значительных событиях, например, казачьих походах, освоении новых территорий и их участии в польской, турецкой и крымской кампаниях. Особое внимание уделялось роли казаков во время Великой Отечественной войны, где они проявили себя как мужественные защитники Родины, участвуя как в боях на фронте, так и в партизанском движении. Упоминались истории о казачьих агитбригадах, их участии в боевых операциях и вклад в укрепление обороны страны, а также героические подвиги казаков в составе регулярных и добровольческих частей Красной армии.
Также библиотекарь подчеркнула, какую важную роль казачество играет в современной России — как носитель традиций, культуры и национального самосознания. Были рассказаны примеры современных казачьих организаций, их деятельность по сохранению исторической памяти, традиционных ремёсел, обычаев и воспитанию молодёжи. Следующая часть мероприятия включала обзор основных эпизодов казачьей истории, что помогло учащимся лучше понять связь прошлого с настоящим и значение казачества для развития и укрепления российской государственности.
В продолжение краеведческого часа учащиеся продемонстрировали полученные знания, отвечая на вопросы викторины «Казаки – народ удалой» и с азартом участвовали в интеллектуальных и активных играх. Библиотекарь предложила игру – соединить начало и конец пословиц и поговорок. Ребята активно и увлеченно поучаствовали в ней. Далее познакомились с кубанскими диалектами (балачками), попытались угадать, что они означают.
Также на мероприятии библиотекарь уделила внимание донским сказкам, в которых много простых, будничных, житейских подробностей и мелочей. Из сказок мы можем многое узнать об обычаях, культуре, быте и жизненном укладе донских казаков. Ученики прочитали и инсценировали сказку «Казак и Солнце» по ролям.
В завершение мероприятия ребят познакомили с рекомендательным списком литературы «Донское казачество» и пригласила посетить с родителями библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова, чтобы взять книги по теме мероприятия.






