Мой край родной казачий

03.01.2025 года исполнилось 455-лет со дня основания Всевеликого Войска Донского.

«Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть. Голицын при Софии ходил в Крым — осрамился, а Азов взяли всего 4000 казаков и удержали, — тот самый Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял…»Толстой Л.Н.

Исторический экскурс «Мой край родной казачий» к 455-летию со дня основания Всевеликого Войска Донского прошел 05.01.2025 года в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова (в рамках краеведческого проекта «История. События. Люди» блок «Казачество на страже Отечества»)

Данное мероприятие прошло в рамках договоров на библиотечно-информационное обслуживание с ООО «ГРАНД», ССЖ, ФШ г. Ростова-на-Дону, РРОО ПСИ «Исток».

В начале мероприятия зав.сектором отраслевой литературы О.Г. Титова предложила вспомнить, откуда появилось донское казачество. До сих пор учёные не пришли к единому мнению относительно этнического состава донцов, усматривая у них кровь самых разных народностей.

Участники мероприятия узнали о миграционной теории Соловьева, согласно которой донские казаки являются потомками вольных русских людей; о версии историка Татищева, который предполагал, что донские казаки являются потомками касимовских татар, живших в Мещере, до тех пор, пока Иван Грозный не наводнил город ногайцами. Не желая делить вотчину с посторонними, мещерские казаки начали переселяться на вольные берега Дона.  О предположении этнолога Гумилёва, по версии которого донское казачество возникло после монголо-татарского вторжения на основе смешения русскоязычной тюрко-славянской народности бродников и касогов, которые бежали с Кубани на Дон.

Далее предложила участникам мероприятия ответить на вопрос: «С чем ассоциируется слово «казак»? Для большинства участников слово «казак» ассоциируется с конным воином времен российской империи, с шашкой на поясе и с нагайкой в руке. В продолжение темы рассказала о том, что шашка с давних времен и до сего дня – главное оружие казака, имеющее символическое и священное значение для казачества. Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие. Это говорит о справедливости и благородстве казаков.  Шашка без нужды никогда не снимается со стены и не вынимается из ножен.   Более подробно рассказала о семейных ценностях и традициях донских казаков, о воспитании казаков, о битвах, в которых они участвовали, влиянии старых традиций и современных правилах. Большой интерес у читателей БИЦ вызвал обряд-посвящение в казаки.

В продолжение специалист библиотеки познакомила с пословицами и поговорками донских казаков, которые отражают уклад всей казачьей жизни, от рождения и до смерти. «Родился казак – горе под ноги», «Никого казак не бойся, только Бога ты побойся», «Душа казачья не кошка, мясом не накормишь», «Жена не сапог, с ноги не снимешь».

Проверить свою эрудицию по вопросам быта, культуры донских казаков, а также расширить свои знания позволила викторина «Жизнь и быт казаков».  Участники мероприятия с интересом отвечали на вопросы, например: Носили ли казаки обручальные кольца? Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава? В каких случаях прилюдно казак снимал шапку? Какой сын является кормильцем родителей?

В завершение мероприятия провела обзор книг «Мой край казачий» из фонда БИЦ имени М.В. Ломоносова, в ходе которого познакомила с книгами Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков», «Картины былого Тихого Дона», П.З. Фролова «Казачья доля» и др.