#ученыйсдушойпоэта
Заведующая сектором художественной литературы БИЦ имени М. В. Ломоносова Герасименко Е. Е. присоединяется к IV Межрегиональной акции «Учёный с душой поэта». Организатор акции – МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС БИЦ имени М. В. Ломоносова.
25.11.2024 года в рамках участия в акции сотрудник БИЦ провела для учащихся Авиационно-технологического колледжа ДГТУ информационный час «Насадитель русского слова».
М.В. Ломоносов был ученым-энциклопедистом и ведущим литератором своего времени. Первый русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев справедливо называл М.В. Ломоносова «насадителем русского слова». Михаил Ломоносов в 1755 году создал «Российскую грамматику», тем самым заложив основы формирования русского литературного языка. Он выделил в российской азбуке 30 букв, определил восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. Он являлся автором трудов, заложивших основу современной науки о диалектах русского языка. В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств Европы Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия. М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка «теорию трех штилей». В ней ученый подробно описал жанровые особенности русской литературы: высокий стиль (ода, героическая поэма, трагедия); средний стиль (элегия, драма, сатира); низкий стиль (письмо, песня, комедия, басня).
В своём учебнике «Риторика» (1748 г.) и в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) он разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения.
Но также существует и буквальный вклад Ломоносова в русский язык. То есть существует много слов, введённых им в нашу речь. Мы употребляем эти слова постоянно, не задумываясь и не подозревая. Что обязаны их появлением именно Михаилу Васильевичу. Ломоносов мастерски ввел в русскую речь целый ряд терминов, составленных из славянских корней. Ими мы пользуемся до сих пор и даже не можем себе представить, что они были просто придуманы.
Е. Е. Герасименко предложила ребятам сыграть в игру-анаграмму «Слова, придуманные Ломоносовым» и с удивлением узнать, какие часто употребляемые слова Михаил Васильевич нам подарил.
Игра: https://wordwall.net/ru/resource/25082175
В заключение мероприятия библиотекарь познакомила учащихся с экспонатами музейного уголка «Великий учёный с душой поэта», с книгами, представленными на нем: о М.В. Ломоносове и его трудами.