М. В. Ломоносов и русский язык

15 апреля прошёл день памяти великого учёного-энциклопедиста М. В. Ломоносова, имя которого носит наш библиотечно-информационный центр.
16.04.2024 г. заведующая сектором художественной литературы БИЦ Герасименко Е. Е. провела для студентов авиационно-технологического колледжа литературный час «М.В. Ломоносов и русский язык».


Ребята узнали, что М.В. Ломоносов был не только ученым, но и ведущим литератором своего времени. Первый русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев справедливо называл М.В. Ломоносова «насадителем русского слова». Михаил Ломоносов в 1755 году создал «Российскую грамматику», тем самым заложив основы формирования русского литературного языка. Он выделил в российской азбуке 30 букв, определил восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. Он являлся автором трудов, заложивших основу современной науки о диалектах русского языка. В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств Европы Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия. М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка «теорию трех штилей». В ней ученый подробно описал жанровые особенности русской литературы: высокий стиль (ода, героическая поэма, трагедия); средний стиль (элегия, драма, сатира); низкий стиль (письмо, песня, комедия, басня).
В своём учебнике «Риторика» (1748 г.) и в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) он разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения.
Но также был и буквальный вклад Ломоносова в русский язык. То есть существует много слов, введённых им в нашу речь. Мы употребляем эти слова постоянно, не подозревая, что обязаны их появлением именно Михаилу Васильевичу. Ломоносов мастерски ввел в русскую речь целый ряд терминов, составленных из славянских корней, которыми мы пользуемся до сих пор.
Е. Е. Герасименко предложила студентам сыграть в игру-анаграмму «Слова, придуманные Ломоносовым» и с удивлением узнать, какие часто употребляемые слова Михаил Васильевич нам подарил.


В заключение мероприятия познакомила учащихся с экспонатами музейного уголка «Великий учёный с душой поэт», с книгами, представленными на нем, — о М.В. Ломоносове и его трудами.