М.В. Ломоносов: поэт, учёный и философ

Отчет

 07.02.2024 года в рамках договора на библиотечно-информационное обслуживание с МБОУ «Лицей №20» сотрудники БИЦ имени М.В. Ломоносова провели день информации «М.В. Ломоносов: поэт, учёный и философ» для учащихся 8-го класса.

В начале мероприятия зав.сектором отраслевой литературы О.Г. Титова провела викторина «Что я знаю о Ломоносове?», в ходе которой предложила проверить участникам мероприятия знания об известном ученом. Например: Каким способом, по легенде, молодой Ломоносов добирался в Москву из своей родной деревни? Во сколько лет Ломоносов получил звание профессора химии? Во сколько лет Ломоносов получил звание профессора химии? А также предложила ответить на вопрос «Почему библиотека названа в честь М.В. Ломоносова?» Учащиеся единодушно ответили — в знак признания его вклада в развитие российской науки и образования.

Более подробно узнать о великом учёном учащиеся смогли в ходе исторического экскурса «Грани великой личности», который провела О.Г. Титова.  С интересом ребята узнали о том, что Михаил Васильевич был приверженцем идеи физического и духовного здоровья нации, о том, что любимым занятием у М.В. Ломоносова был жим весовых гирь, которые сопровождали его всю жизнь. Причем М.В. Ломоносов видел пользу от гирь относительно небольшого веса (6-8кг.) при большом количестве повторений (30-40) и при углубленном дыхании. Тем самым, он первым проник в самую глубинную суть полезности гиревого спорта. Вместе с ребятами сделали физические упражнения, которые делал великий ученый!

Обратила внимание, уже в 18 веке большое значение придавал М.В. Ломоносов факторам, способствующим появлению многочисленного здорового поколения русских людей. По мнению великого просветителя, благо Отечества зиждется на создании крепкой счастливой семьи, основанной на любви и уважении.   В ходе мероприятия познакомила с интересным фактом написания книги о Ростове «Ведомость и географическое описание крепости Святого Димитрия Ростовского с принадлежащими и прикосновенными к ней местами, сочиненная по Указу Правительствующего Сената 1768 года» Ригельманом благодаря опросному листу, составленного М.В. Ломоносовым. Также ребята узнали, что великий русский учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов большое внимание уделял развитию библиотечного дела в России. М.В.Ломоносов высоко ценил роль и значение библиотек в развитии российской науки и просвещения, проявлял большую заинтересованность в развитии библиотечного дела.

Познавательный час «Открытия М.В. Ломоносова», подготовленный зав. сектором детской литературы Беляевой Е.Н. продолжил день информации.

Михаил Ломоносов был ярким представителем полимата, или «универсального человека», — тем, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной сферой деятельности. Энциклопедист, химик, физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт, художник, филолог, историограф, генеалог… Перечислять его направления деятельности, в которых он действительно добился существенного успеха, можно бесконечно.

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

С помощью презентации зав. сектором рассказала учащимся о том, какие изобретения Михаила Васильевича прославили его имя.

Об открытиях Ломоносова можно рассказывать долго, но лучше всего о его деятельности высказался Пушкин: Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

В завершение мероприятия ребята разгадали кроссворд «Михайло Ломоносов».

Литературный час «М.В. Ломоносов и русский язык» провела заведующая сектором художественной литературы Герасименко Е. Е.  М.В. Ломоносов был ученым-энциклопедистом и ведущим литератором своего времени. Первый русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев справедливо называл М.В. Ломоносова «насадителем русского слова». Михаил Ломоносов в 1755 году создал «Российскую грамматику», тем самым заложив основы формирования русского литературного языка. Он выделил в российской азбуке 30 букв, определил восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. Он являлся автором трудов, заложивших основу современной науки о диалектах русского языка. В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств Европы Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия. М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка «теорию трех штилей». В ней ученый подробно описал жанровые особенности русской литературы: высокий стиль (ода, героическая поэма, трагедия); средний стиль (элегия, драма, сатира); низкий стиль (письмо, песня, комедия, басня).

В своём учебнике «Риторика» (1748 г.) и в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) он разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения.

   Но также существует и буквальный вклад Ломоносова в русский язык. То есть существует много слов, введённых им в нашу речь. Мы употребляем эти слова постоянно, не задумываясь и не подозревая. Что обязаны их появлением именно Михаилу Васильевичу. Ломоносов мастерски ввел в русскую речь целый ряд терминов, составленных из славянских корней. Ими мы пользуемся до сих пор и даже не можем себе представить, что они были просто придуманы.

    Е. Е. Герасименко предложила ребятам сыграть в игру-анаграмму «Слова, придуманные Ломоносовым» и с удивлением узнать, какие часто употребляемые слова Михаил Васильевич нам подарил.

В заключение мероприятия познакомила учащихся с экспонатами музейного уголка «Великий учёный с душой поэт», с книгами представленными на нем о М.В. Ломоносове и его трудами. В завершение дня информации для учащихся  был проведён урок библиографии «Ориентация в информационном пространстве библиотеки: по сайту ЦБС», на котором было рассказано о том, какие ещё услуги, сервисы, электронные библиотеки доступны для читателей.

Игра: