Поделись радостью Рождества

 17 декабря состоялось выездное заседание клуба «Ростовчанка». Оно  было посвящено приближающимся волшебным зимним праздникам и завершило клубную работу 2023 года. Прошло мероприятие в форме литературной гостиной, которую мы назвали «Поделись радостью Рождества».

   Открыла заседание председатель клуба, заведующая сектором художественной литературы,  Герасименко Е. Е.  Она подвела итоги года, поделилась планами на наступающий 2024 год. Затем мы перешли к разговору  о том, из чего складывается подготовка к праздникам вообще и к Рождеству в частности. Мы выделили три направления: создание календаря ожидания праздника, Создание душевного праздничного настроя и украшение дома.

   Итак, для начала об адвент-календаре.

  В  последние годы стал очень популярным обычай готовить для детей (и не только для детей) адвент-календари. Но, так как слово «адвент» и не привычное, и не совсем понятное, то их часто называют «Рождественские календари», «календари ожидания».

  Слово «адвент» происходит от латинского термина «adventus» и обозначает «пришествие, приход». Так христиане называют Рождественский период, время ожидания, предшествующее Рождеству Христову, когда верующие готовятся к празднику. К этому периоду приурочены многочисленные обряды и обычаи, некоторые верующие в это время соблюдают пост. При этом считается, что Адвент – веселый, праздничный период.
  Первый детский адвент-календарь был напечатан в Германии Герхардом Лангом. В детстве его мама каждый день до Рождества прикрепляла по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника.  Став взрослым, Ланг устроился работать в типографию в Мюнхене, и в 1908 году его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию.
   На постсоветском пространстве об адвент-календарях  узнали сравнительно недавно. И делают их как к Новому году  (тогда количество ячеек будет равно 31), так и к Рождеству.  Можно вести счет, например,  от начала поста, с 28 ноября по 7 января, а  если делают для маленького ребенка, могут ограничиться отсчетом на семь дней — с 1 по 7 января.
 Адвент-календарь можно сделать своими руками. Из чего только не делают мамы календари ожидания для детей: из бумаги и картона, ткани, лент, пуговиц и природных материалов. А также детских носков и варежек, деревянных ящичков, металлических ведерок и прищепок для стирки — вот где фантазия может разгуляться!

Следующим пунктом у нас был Рождественский вертепный театр.

 Вертепы отличаются не только глубоким религиозным наполнением, они также невероятно красивые и яркие. Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Богородицы, Младенца, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, и с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и пастухов, о жестоком вифлеемском царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев, среди которых должен был находиться новорожденный Христос. Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Такое наименование закрепилось за театром этого типа потому, что, по библейскому мифу, лежащему в основе рождественского представления, младенец Спаситель родился в пещере, где укрывался скот во время непогоды.

   И наконец, самая литературная страничка нашей встречи – это разговор о святочном рассказе.       Само определение рассказа — святочный — указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера — двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления.

       Празднование святок находило отражение в устном и письменном творчестве. Фольклор и литература утверждали примеры святой добродетельной жизни. На деревенских святочных посиделках существовал обычай рассказывать о том, что случилось на святках в прежние времена. Такие истории чаще всего были посвящены встрече человека с нечистой силой в опасных местах, на святочной вечеринке или же во время гадания. Эти устные святочные былички и стали прообразом литературного святочного рассказа. То, что звучало устно, позднее получило письменное оформление и стало излюбленным чтением российского горожанина, не получавшего на святках столько праздничных ощущений, как деревенский житель.

       Н. С. Лесков, создатель многих святочных рассказов, говорил, что святочная история «должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования».

    Ну и кульминацией нашего предпраздничного заседания стал подарок для членов клуба – мастер-класс по созданию рождественского венка от постоянной нашей «ростовчанки» Юлии Таран.