«Где казак, там и слава».

Отчёт о проведении краеведческого калейдоскопа «Где казак, там и слава» в рамках участия в межрегиональной акции «Атаман Войска Донского», к 270-летию со дня рождения М. И. Платова.

#АтаманВойскаДонского

Организатор акции — Библиотека имени И. В. Мичурина МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.
В рамках участия в межрегиональной акции зав.сектором О.Г. Титова провела для читателей библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова краеведческий калейдоскоп «Где казак, там и слава».


В начале мероприятия предложила вспомнить откуда появилось донское казачество. До сих пор учёные не пришли к единому мнению относительно этнического состава донцов, усматривая у них кровь самых разных народностей.
Участники мероприятия узнали о миграционной теории Соловьева, согласно которой донские казаки являются потомками вольных русских людей; о версии историка Татищева, который предполагал, что донские казаки являются потомками касимовских татар, живших в Мещере, до тех пор, пока Иван Грозный не наводнил город ногайцами. Не желая делить вотчину с посторонними, мещерские казаки начали переселяться на вольные берега Дона. О предположении этнолога Гумилёва, по версии которого донское казачество возникло после монголо-татарского вторжения на основе смешения русскоязычной тюрко-славянской народности бродников и касогов, которые бежали с Кубани на Дон.

Далее предложила участникам мероприятия ответить на вопрос: «С чем ассоциируется слово «казак»?. Для большинства участников слово «казак» ассоциируется с конным воином времен российской империи, с шашкой на поясе и с нагайкой в руке. В продолжение темы рассказала о том, что шашка с давних времен и до сего дня – главное оружие казака, имеющее символическое и священное значение для казачества. Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие. Это говорит о справедливости и благородстве казаков. Шашка без нужды никогда не снимается со стены и не вынимается из ножен. Большой интерес у читателей БИЦ вызвал обряд-посвящение в казаки. Казак-отец дожидался, когда у сына появится первый зуб, опоясывал мальчика шашкой и сажал в седло своего коня. С появлением первого зуба можно было впервые подрезать малышу чуб, один из знаковых элементов внешнего вида «классического» казака. Проделав этот ритуал, отец вручал мальца матери со словами: «Бери казака!». «На зубок» принято было что-то дарить, и обязательно связанное с войной, со сражением – луки, стрелы, порох… Старший казак в семье мог одарить малыша шашкой.



В продолжение краеведческого калейдоскопа О.Г. Титова более подробно остановилась на историческом портрете нашего земляка М.И. Платова, познакомила с интересными и занимательными фактами из жизни атамана.

В заключение мероприятия провела обзор книг «Легендарный атаман» у книжной выставки «Славный герой Дона». В ходе обзора познакомила участников мероприятия с книгами «Атаман Платов» и «Донские казачьи атаманы» М. Астапенко, «Донской генералитет и атаман Платов в 1912 году. Малоизвестные и неизвестные факты на фоне значимых событий» В.М. Безотосного, «Атаман Войска Донского Платов» А.В. Венкова, «Атаман Платов: Историческое повествование» А.Ф. Корольченко и конечно же с трехтомником «Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова», написанного адъютантом Н.Смирным, уже после смерти атамана и несет на себе печать личных впечатлений автора о человеке незаурядном, содержит воспоминания современников, рассказы самого Платова о днях боевой молодости, копии подлинных документов.


В завершение мероприятия О.Г. Титова раздала участникам рекомендательный список «Казачий атаман Матвей Платов».