«Жизнь и творчество великого мэтра»

28 марта 2023 года ведущий библиотекарь БИЦ им. М.В. Ломоносова Грибанова Е.Ю. провела Медиа вернисаж «Жизнь и творчество великого мэтра» к 540-летию со дня рождения Рафаэля Санти для обучающихся  детской школы искусств имени Н.А. Римского-Корсакова  (в рамках договора о библиотечно-информационном обслуживании с МБУ ДО ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова). В ходе мероприятия она рассказала ребятам о том, Рафаэль — итальянский живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века. Он родился 26 или 28 марта 1483 г. в г. Урбино в семье художника Джованни Санти. В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.) Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.). В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев Ватиканского дворца. В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками. В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.).

Произведениями Рафаэля восхищаются за ясность формы, простоту композиции и воплощение неоплатонического идеала человеческого величия и красоты. Рафаэль вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную триаду великих мастеров Высокого Возрождения. «Рафаэль был счастливым художником. Он работал много и напряжённо, но никогда творчество не было для него горькой мукой», как для Микеланджело, или недосягаемой тайной, как для Леонардо да Винчи. «Его искусство по всему своему строю было ясным, спокойным, возвышенным и идеальным. Оно было поистине классическим».

Рафаэль был моложе Леонардо да Винчи на тридцать один год, Микеланджело — на восемь, он стал представителем нового поколения эпохи, а с его преждевременной смертью в 1520 году начался закат Высокого Возрождения в Италии.

Рафаэль был необычайно продуктивным художником, руководил большой мастерской и оставил после себя много произведений. Его творчество естественным образом распадается на три этапа и три стиля, впервые описанные Джорджо Вазари: ранние годы в Умбрии, затем период около четырёх лет (1504—1508), воплотивший художественные традиции Флоренции, за которым следуют его последние триумфальные двенадцать лет работы в Риме при двух папах: Юлии II и Льве X (1508—1520).

Также библиотекарь поделилась интересными фактами из жизни великого художника:

  • В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
    • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах  многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
    • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
    • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»
    • Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников. Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Рафаэля Санти  прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма, сумев соединить вечные, восходящие к античности, представления о красоте и новое христианское мироощущение. Его картина «Сикстинская Мадонна» — одна из самых узнаваемых в истории; она была вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Фёдора Достоевского.