Музыкальное досье к 120-летию со дня рождения.
В 2023 году мы отмечаем 120-летие со дня рождения выдающегося музыкального деятеля и композитора Матвея Исааковича Блантера. Сегодня мы подготовили для вас музыкальное досье об этом незаурядном человеке.
Матвей Блантер – человек уникальной творческой судьбы. Его называют патриархом и даже одним из основоположников советской музыки. Имя композитора прославила знаменитая песня «Катюша», он мог войти в историю только благодаря ей одной. Однако творческая биография автора богата и другими шедеврами, вызывающими чувство трепета у многих поколений россиян.
Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1975). Лучшие произведения М. Блантера вошли в золотой фонд советской песенной культуры.
В когорте советских композиторов-песенников имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почетных мест. С его творчеством неразрывно связан весь большой и славный путь нашей песни — от ее истоков до завоевания мирового признания и всенародной любви. Начав свою творческую деятельность в 20-х годах как автор легкой танцевальной музыки, Блантер вскоре выдвинулся в число ведущих мастеров советской песни, творчество которых определяло пути ее развития.
Мода не властна над его мелодиями, хотя песни композитора по-особому прочно связаны со временем. Рожденные тем или иным чуть ли не конкретным обстоятельством песни Блантера начинают жить самостоятельной жизнью, превращаются в своего рода символ времени.
Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 г. в г. Почеп (ныне Брянская область). В юные годы обучался по классам фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище, затем продолжал занятия в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. В 1920—1921 гг. брал уроки композиции у Г. Э. Конюса. Первые самостоятельные композиторские опыты связаны с участием в студии «Мастфор» («Мастерская Н. М. Фореггера»), к спектаклям которой Блантер сочинял эстрадную музыку.
Первые композиторские опыты двадцатилетнего молодого человека, опубликованные им в начале 20-х годов, относятся к сфере сугубо развлекательной музыки: это были главным образом эстрадные песни и танцы, довольно быстро приобретавшие популярность. Это, конечно, не могло удовлетворить требовательного к себе композитора. Начались поиски самостоятельного пути.
Блантер многие годы работает в драматических театрах разных городов страны, много разъезжает. Это приносит ему необходимый опыт, а вместе с тем учит наблюдать жизнь, обогащает яркими впечатлениями. И вот в 1931 году на Урале в одном из городов, который возник по воле советского народа, рождается песня Блантера, названная именем этого города — «Песня о Магнитогорске». Так происходит в жизни композитора встреча с жанром, который становится основным, определяющим в его творчестве. В дальнейшем он с успехом обращается и к театру.
Им написаны три оперетты, из которых лучшая — «На берегу Амура» — обошла многие сцены страны. Музыка Блантера и по сей день украшает немало репертуарных пьес лучших драматургов. Но все же «песне» отдал Блантер весь жар своей души.
Уже к концу 30-х годов Блантер становится одним из ведущих мастеров советской песни. Его произведения быстро завоевывают поистине всенародную известность. Мелодии таких песен, как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Молодость», «В путь-дорожку дальнюю», «С нами поет вся страна», звучат повсюду.
В конце 20-х — начале 30-х годов заведовал музыкальной частью Ленинградского театра сатиры, Магнитогорского драматического театра, Горьковского театра миниатюр, основное же внимание уделял творческой работе.
Вместе с первыми залпами Великой Отечественной войны над страной разнеслись слова новых блантеровских песен. Первой из них была «До свиданья, города и хаты». А за ней десятки других, посвященных советским воинам,— «В лесу прифронтовом», «Сады-садочки», «У колодца», «Полюбила я парнишку», «Под звездами балканскими».
В эти же грозные годы огромной популярностью стали пользоваться две песни Блантера, созданные им незадолго до войны,— «Моя любимая» и особенно поистине легендарная «Катюша». Немного найдется песен с такой необычной и красивой судьбой, как эта. Ее распевали на фронтах и в тылу, то и дело ее текст обогащался новыми куплетами, которые слагал народ. Бойцы итальянского сопротивления сделали ее своим гимном, французские патриоты пели ее, как родную. Именем этой песни было названо оружие, наводившее панический страх на гитлеровцев,— известные гвардейские минометы. Эта песня и сейчас в строю. Новые доказательства ее притягательности, ее способности объединять людей во имя высоких идеалов принес недавно Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Военные годы стали проверкой жизнеспособности блантеровских песен. Они с честью выдержали это испытание. Почему так случилось? Ответ несложен: каждый, кто слышал их, без труда найдет его. Сила песен композитора в их задушевной лиричности и простоте. «По моему глубокому убеждению,— говорит сам Блантер,— лирика — один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека». В этих словах — идейная программа композитора, задача, которую он перед собой ставит. И подавляющее большинство его песен отвечает этой задаче до конца. Песни Блантера неизменно волнуют, потому что они написаны не только для всех, но и для каждого. Когда слушаешь их, то поражаешься образности языка композитора, словно бы видишь то, о чем он пишет. И эта черта несомненно роднит творчество Блантера с традицией русской народной песни: в ней всегда заключен четкий мелодический и зрительный образ.
После военные годы Блантер пишет о труде и дружбе, о любви и счастье в своих популярных песнях «Летят перелетные птицы», «Под нашими знаменами», «Мы идем от заводов и пашен», «Пшеница золотая», «Лучше нету того цвету», «Дальний путь, полет орлиный». В 1952 году Блантер создает «Песню о Ленине».
Композитора неизменно волнует тема мира между народами. Еще в 1947 году его «Песня единства» была удостоена премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Впоследствии, бывая в различных странах, Блантер создает песни о дружбе людей разных наций. Так, после посещения Японии возникает песня «Токио — Москва», из поездки по Чехословакии композитор привозит песню «Красавица Прага»… Но, конечно, главное в его музыке связано с Родиной, с тем, что волнует его соотечественников. Недаром среди поэтов, с которыми сотрудничает композитор,— талантливейшие предста¬вители современной советской литературы. Его постоянный соавтор — М. Исаковский. Он пишет на стихи М. Голодного, В. Гусева, В. Лебедева-Кумача, М. Светлова, К. Симонова, Я. Смелякова, А. Суркова, И. Сельвинского, Б. Окуджавы. Сам композитор заметил однажды: «Успех моих песен я наполовину отношу за счет соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом». Добавим к этому — тексты блантеровских песен свидетельствуют также о высоком худо¬жественном чутье и безупречном вкусе композитора, широте его кругозора. И это естественно. Матвей Блантер не замыкается в рамках только своего искусства. Его можно встретить на интересном симфоническом концерте, он тонкий ценитель и знаток шахматного искусства, темпераментный болельщик футбола. И вся эта кипучая одаренность человека находит свое отражение в его жизнеутверждающем творчестве… Вот, быть может, секрет, благодаря которому композитор смог как бы перешагнуть рамки избранного им жанра: не случайно же к его песням так охотно обращались крупнейшие мастера оперной сцены — Надежда Обухова, Александр Пирогов, Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Иван Козловский, Елена Образцова, обращаются и нынешние звезды эстрады.
В 1983 году, когда Матвей Блантер отмечал свое 80-летие, ему было присуждено высшее почетное звание в нашей стране — звание Героя Социалистического Труда. В этом награждении — не только признание высоких заслуг одного из основоположников советской песни, но и напоминание о том, что подлинно ценным, имеющим право на долгую жизнь всегда остается только по-настоящему гражданственное, содержательное искусство.
Давайте обратимся к творческим произведениям М.И.Блантера. Оперетты —
Сорок палок (Москва, 1924, Ленинград, 1925),
Нос президента (1925),
На берегу Амура (1939, Московский театр оперетты);
Песни (около 200) —
Партизан Железняк и Песня о Щорсе (слова М. Голодного, 1935),
В путь-дорожку дальнюю (слова С. Острового, 1937),
С нами поет вся страна (слова В. Лебедева-Кумача, 1937),
На просторах родины чудесной (слова А. Суркова, 1938),
Катюша (слова М. Исаковского, 1938),
Казаки-казаченьки (слова Е. Долматовского и В. Луговского, 1939),
До свиданья, города и хаты (слова М. Исаковского, 1941),
Штурвальный с «Марата» (слова А. Суркова, 1942),
Моя любимая (слова Е. Долматовского, 1942),
Жди меня (слова К. Симонова, 1942),
Сады-садочки (слова М. Светлова, 1943),
Полюбила я парнишку (слова М. Исаковского, 1944),
Под звездами балканскими (слова М. Исаковского, 1944),
В лесу прифронтовом (слова М. Исаковского, 1944),
Лучше нету того цвету (слова М. Исаковского, 1946),
Песня единства (слова Е. Долматовского, 1947),
Пшеница золотая (слова М. Исаковского, 1947),
Солнце скрылось за горою (слова А. Коваленкова, 1948),
Урожайная (слова М. Исаковского, 1948),
Летят перелетные птицы (слова М. Исаковского, 1948),
Песня о Ленине (слова С. Смирнова, 1954),
Нам хорошо живется (слова С. Михалкова, 1956),
Мы идем от заводов и пашен (слова И. Сельвинского, 1958),
Песня о Хиросиме (слова М. Матусовского, 1959),
Горская песня о Ленине (слова Р. Гамзатова, 1962),
Пушки молчат дальнобойные (слова М. Матусовского, 1963),
Не скажу (слова Е. Евтушенко, 1964),
Цыганские песни (5) (слова И. Сельвинского, 1966),
цикл песен (5) на слова Б. Окуджавы (1967),
Держит молодежь равнение (слова А. Софронова, 1967),
детские песни на слова С. Маршака, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача;
музыка к спектаклям.
Дорогие друзья, мы можем и должны по праву гордится, что наша отечественная культура популяризирует творческое наследие М.И. Блантера!