Первое освобождение Ростова

Устный журнал «Первое освобождение Ростова» в рамках проекта «ФотоРакурс. По следам неопубликованных фотографий».

29 ноября 2022 года заведующий БИЦ имени М.В. Ломоносова провела устный журнал «Первое освобождение Ростова», посвященное первому освобождению города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 29 ноября 1941 года.

1-я страница Устного журнала была посвящена истории ноябрьских событий 1941 года под Ростовом.

В первый раз немецкие войска подошли к городу 17 ноября 1941 года. Наступление вёл 3-й танковый корпус 1-й танковой армии под командованием Э. фон Макензена в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС. Защищали город части 56-й армии РККА, под командованием генерала Ф. Н. Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и Ростовский стрелковый полк народного ополчения, сформированные из местных жителей. 20 ноября войска вермахта вошли в город. 1-й батальон дивизии СС прорвался к железнодорожному мосту и захватил его.

Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала С. К. Тимошенко предприняли контрнаступление и отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942).

В рассказе согласно хронологии событий Елена Юрьевна отразила наступление советских войск по всем направлениям: с участием 52-й и 79-й стрелковых дивизий, соединений 44 и 51 армий, 87-й, 159-й стрелковых дивизий, в том числе конно-механизированной группы Н.Я. Кириченко.

2-я страница журнала была посвящена «Героям событий».

Мадоян Гукас Карапетович (1906 — 1975) — командир батальона 159-й стрелковой бригады 28-й армии Южного фронта, старший лейтенант. Родился 15 января 1906 года в селении Керс Карской области, ныне территория Турции, в крестьянской семье. Армянин. Образование неполное среднее. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подполковник (17.05.1944). Награждён орденом Ленина (31.03.1943), орденами Александра Невского (30.11.1944), «Знак Почёта» (28.10.1967), медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» (30.04.1945), другими медалями, иностранной наградой — медалью «За выдающиеся заслуги» Армии США (США, 6.01.1944).

Песков Дмитрий Михайлович (1914 — 1975). Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1042). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями. Почетный гражданин города Ростов-на-Дону.

Лысин Иван Павлович (1914 — 1944). Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1649, имеет орден Красной звезды.

Николай Яковлевич Кириченко (1895 — 1973) — советский военачальник, генерал-лейтенант. Родился в слободе Уразово ныне Валуйского района Белгородской области. Два ордена Ленина (27.08.1942, 21.02.1945). Три ордена Красного Знамени, орден Суворова II степени (1943), орден Кутузова II степени (17.09.1943), два ордена Боевого Красного Знамени (Монголия).

3-я страница (из материалов фотогалереи в рамках проекта «ФотоРакурс. По следам неопубликованных фотографий» материалы предоставлены  Государственным архивом Ростовской области.

Было предложено к просмотру 2 фотографии.

 Фото взорванного железнодорожного моста через реку Дон.

В 1917 году в Ростове открылся новый разводной железнодорожный мост через Дон, воплотивший в себе последние достижения инженерной мысли — двухпутный, трёхпролетный, вертикально подъёмной конструкции. Он заметно улучшил условия плавания крупнотоннажных судов в нижнем течении реки, увеличил пропускные способности железной дороги в южном направлении.

 (В 1912 году приступили к сооружению нового разводного моста по проекту Станислава Игнатьевича Белзецкого, «состоящего для особых поручений при правлении, инженера путей сообщения, профессора, коллежского советника». В числе принимавших участие в проектировании разные источники называют имена двух знаменитых учёных-мостостроителей — Н. А. Белелюбского и Г. П. Передерия.

При выборе конструкции моста предпочтение отдали вертикально-подъёмной системе, в наименьшей степени стеснявшей водный поток и прилегающую местность. Подъёмная его часть представляла собой ферму пролётом 62 метра и весом 729 тонн, поднимавшуюся за 75 секунд на высоту 38,8 метров с помощью электромоторов и противовесов посредством канатов, составленных из стальных проволок и пеньковой сердцевины, и блоков диаметром 3,5 метра, устроенных на двух высоких башнях. Металлические конструкции для моста были изготовлены в России на Мальцовских заводах, механизм подъёма заказан в Северной Америке. Для надзора за ходом выполнения заказа и приёмки на заводе-изготовителе готовых узлов подъёмного механизма в конце 1915 года из Ростова-на-Дону за океан был командирован инженер П.С. Янушевский, помощник (заместитель) начальника службы тяги Владикавказской дороги (впоследствии — начальник этой службы). Наблюдение за сборкой подъёмника на месте установки осуществлял по договору автор проекта американский инженер Гунтер.

Железнодорожные мосты с разводной частью вертикально-подъёмной конструкции впервые стали строиться в США с конца XIX столетия. Мост через Дон такой конструкции был первым в России и Европе. Ростовские обыватели называли новый мост «американским». Руководили его возведениием инженер путей сообщения К. Н. Симберг и производитель работ В. Д. Солнцев. Раньше Карл Николаевич Симберг участвовал в сооружении перевального Сурамского туннеля в Закавказье, а в 1902-1904 годах руководил строительством туннелей на Кругобайкальской железной дороге. Умер К. Н. Симберг 20 марта 1917 года, считанные месяцы не дожив до официального открытия своего детища.)

Он исправно служил до ноября 1941 года.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в рекордно короткие сроки был возведён рядом с ним ещё один мост — литерный (строился по особому заданию — литеру), — однопутный, неразводной, загромождавший реку большим числом опор и низким расположением пролётных строений. В то же время сдали в эксплуатацию начатый еще в 1940 году железнодорожный мост через Дон в районе Аксая с веткой длиною 31 км (от станции Аксай через Ольгинскую на Батайск). Оба моста сыграли очень важную роль в осуществлении воинских и эвакуационных перевозок во время боевых действий и бомбёжек в районе Ростова, когда основной разводной мост через Дон был выведен из строя.

Поздней ночью 21 ноября 1941 года, при первом оставлении нашими войсками донской столицы, фугасные заряды разрушили левобережную арочную ферму, которая упала в реку вместе с подъёмной башней и противовесом; был повреждён южный конец подъёмной фермы, упавшей с быка и задержавшейся на нём своим верхним поясом; частично повреждены или обрушились быки, устой и железобетонные пролётные балки со стороны Батайска; небольшие повреждения получила и северная арочная ферма. Той же ночью взорвали и литерный мост.

Через неделю, 29 ноября, когда наши войска первый раз освободили Ростов, нужно было в спешном порядке восстанавливать движение поездов через Дон. Литерный мост исправили уже 5 декабря, но движение между Ростовом и Батайском открылось лишь 9 декабря, после устранения серьёзных повреждений каменного пойменного моста.

Фото «Обучение молодых новобранцев. Устройство миномёта».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

С чего начинался боевой путь призывника летом 1941 года? Естественно, с повестки. В городах повестки приносили на дом, в деревнях и селах — в сельсовет. Единого бланка повесток не существовало, они могли отличаться друг от друга в зависимости от военкоматов. Но всегда в повестке четко указывалось несколько пунктов: набор документов, которые необходимо было иметь при себе, одежду и обувь по сезону, запас продуктов на несколько дней. Время и место сбора, а также ответственность за опоздание или неявку. Годные к строевой службе зачислялись в штат воинских частей и начинали проходить боевую и политическую подготовку.

В запасных частях РККА готовили специалистов по нескольким ВУС: стрелков, минометчиков, артиллеристов, связистов, саперов, пулеметчиков и танкистов. Кроме того, на специальных курсах готовили младший командный состав. В среднем, призывники находились в таких учебных лагерях 1,5 — 2 месяца, затем принимали присягу и в составе маршевых рот отправлялись в действующую армию и далее на фронт. Младшие командиры обучались дольше, от 3 месяцев до полугода. После окончания курса обучения новобранцы принимали присягу и готовились к отправке а фронт. 

После мероприятия было предложено участникам ознакомиться с фондом БИЦ имени М.В. Ломоносова, посвященном теме освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.