24 апреля отмечается Всемирный день защиты лабораторных.
Дата была учреждена в 1979 году Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных, а также Национальным обществом против вивисекции из Великобритании.
Сообщество NAVS было основано в 1875 году и первым бросило вызов в борьбе против вивисекции животных, чем занимается до сих пор.
NAVS из Великобритании пролило свет на «видовые различия» — фундаментальный недостаток экспериментов на животных, который делает такие тесты плохими для животных и людей.
Каждый вид по-разному реагирует на вещества, что делает тесты на животных ненадежным способом предсказания эффектов у людей. Как следствие, испытания на животных привели к человеческой трагедии.
Впрочем, эксперименты над животными проводились и раньше, с тех самых пор, как возникли первые государства. Так, в Античности первыми вивисекторами были философ и основоположник формальной логики Аристотель и его внук, врач Эразистрат из Кеоса.
Эразистрат исследовал деятельность нервной системы, вскрывал человеческие трупы, описал работу печени и изучал функции работы пищеварения на живых животных, считая главной причиной всех болезней того времени излишества в пище и несварения её, которая засоряет сосуды.
В Древнем Риме был известен врач Клавдий Гален, который вскрывал трупы обезъян, свиней и коз, был основоположником фармакологии, анатомии (ведь именно он в те годы доказал, что по артериям течёт кровь, а не пневма, как считали люди в те времена, что именно мозг контролирует деятельность нервной системы, сформировал теорию кровообращения и совершил массу полезных открытий в области медицины, которые до сих пор актуальны.
По мере роста экспериментов на животных, особенно практики вивисекции, которая стала популярна в конце XIX века, росли критика и споры вокруг этой проблемы. Появлялись возражения на этической основе.
Напомним, вивисекция, живосечение — проведение хирургических операций над живыми животным с целью исследования функций организма (либо извлечённых отдельных органов), изучения механизмов действия лекарственных средств, разработки методов хирургического лечения или же в образовательных целях.
По данным зоозащитников, ежегодно в экспериментах гибнет от 100 до 150 миллионов лабораторных животных.
Среди них — крысы, белые или лысые мыши, хомяки, кролики, а также обезьяны, собаки и иногда — кошки. Как правило, большее сочувствие у людей вызвали используемые в научных целях собаки, обезьянки и котики — по этой причине в 2019 году была закрыта одна из лабораторий в Германии.
Судьба редко бывает благосклонна к животным, используемым в научных целях. Их сжигают, ослепляют, ошпаривают кипятком, травят, калечат, морят голодом, бьют электрическим разрядом, заливают химикаты в глаза (кроликам). Кроме того, у подопытных животных вызывают тяжелые заболевания: рак, диабет, сифилис, ВИЧ.
Люди борются за то, чтобы как страдания, так и использование животных в научных целях сошло на нет и стало пережитком прошлого. Вместо подопытных животных следует использовать одноклеточные организмы, бактерии, физико-химические методы, культуры клеток, компьютерные модели. Но пока это — только утопия…
В мире стараются строго следовать «принципу трёх R» (replacement, reduction, refinement — замещение, сокращение, усовершенствование), который прописывает:
1. Замещение опытов с животными опытами без их использования;
2. Сокращение количества животных в экспериментах;
3. Усовершенствование методов исследований, позволяющих минимизировать боль и страдания лабораторных животных, а также улучшить условия их содержания.
Но подвиг лабораторных животных, отдавших жизнь во благо науки, не остался незамеченным для Человечества: во многих городах установлены памятники подопытным зверям. Так, в Санкт-Петербурге есть памятник подопытной кошке и даже собаке (эксперименты академика Павлова):
Постамент коту, принявшему участие в научных экспериментах во дворе одного из основных вузов Петербурга.
Сотрудники новосибирского Института цитологии и генетики (ИЦИГ) РАН увековечили заслуги подопытных грызунов, установив в академгородке скульптуру мыши, «вяжущей» спицами спираль ДНК.
Над образом мыши работал новосибирский художник Андрей Харкевич, который создал больше десяти эскизов.
«Здесь сочетается и образ лабораторной мыши, и ученого, потому что они связаны между собой и служат одному делу. Мышь запечатлена в момент научного открытия. Если всмотреться в её взгляд, можно увидеть, что эта мышка уже что-то придумала. Но вся симфония научного открытия, радость, «эврика!» ещё не зазвучали», — так описал образ сам автор.
Жители Сухуми, в свою очередь, отдали дань уважения обезьянам, участвовавшим в опытах при изучении человеческих болезней
В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке. Недавно на средства, собранные студентами-медиками, как дань признательности этому живучему, терпеливому существу, излюбленному объекту физиологических и фармакологических исследований второй памятник установили в Токио.
Также тема подопытных животных нашла своё отражение и в литературе
Известно, что писатель-фантаст Герберт Уэллс был ярым противником распространённой в его время вивисекции, и в 1896 году он написал знаменитый роман «Остров доктора Моро» об английском учёном-физиологе с мировым именем, в совершенстве владеющим этим методом.
Роман был множество раз спародирован в мультфильмах и современных мультсериалах » и имел только две, более близкие к тексту, экранизации — 1977 года режиссера Дона Тейлора, где доктор Моро вводил животным сыворотку, содержащую человеческий генетический материал, и 1996 года, режиссёра Джона Франкенхаймера, где доктор Моро ввел человеческую ДНК в животных, находящихся в его распоряжении, чтобы сделать их более человечными.
Михаил Булгаков написал свою историю, сатирический роман «Собачье сердце», в котором похожий на доктора Моро хирург — Профессор Преображенский пересаживает человеческий гипофиз в тело бездомной собаки.
В результате животное постепенно превращается в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который своим поведением напоминал вора – рецидивиста, алкоголика и хулигана Клима Чугункина, чьи органы и были пересажены псу. В конце романа Преображенский производит еще одну операцию по возвращению Шарикова в собачье состояние после того, как тот написал на профессора донос.
Пример действительно гуманного подхода к этой проблеме показал наш великий соотечественник, великий ученый и великий педагог И.П. Павлов, который, придавая большое значение хирургическим методам, дающим возможность проводить многие исследования на вполне оправившихся от последствий предыдущих операций, выздоровевших животных, писал: «Животные, оперированные с помощью этих способов, представляют прекрасный материал не только для научных, но и для учебных целей, и процедуры на этих животных наглядны, поучительны и делают возможным многочисленные варианты, не проливая кровь новыхживотных». Одним из наиболее реалистичных современных подходов к этой проблеме, по мнению многих университетских педагогов, является замена демонстраций опытов на животных использованием их видеозаписей.
В заключение следует отметить, что существующие противоречия между требованиями науки, образования и этическими нормами являются отражением процессов развития общества. Проблемы современной биоэтики – лишь часть проблем современных наук о жизни. Их поэтапное решение потребует содружественных усилий ученых, педагогов, политиков, юристов и философов всех цивилизованных стран. Прогресс во многих направлениях биологии и медицины и сейчас, и в будущем определяется и будет в существенной мере определяться достижениями науки и образования, а экспериментирование на животных будет выполнять в этом процессе существенную роль.
1. Биомедицинская этика/Под ред. В.И. Покровского, Лопухина Ю. М.- М.: Медицина, 1999.
2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г.Юдина. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.
3. Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко.- М., 1999.
4. Деонтология в медицине. В 2-х тт. М.: Медицина, 1988.
5. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний . «Этюды критической медицины». Т. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,1998.
6. Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В. Морозова и Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1983.
7. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М., 1997.
8.Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. М.: Медицина, 2003.
9.Сидоров П.И. Правовая ответственность медицинских работников: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2004.
Материал подготовила гл. библиотекарь Легкодимова М.В.