День информации.
Пасха – удивительный, светлый праздник. Он объединяет людей, наполняет наши души любовью, радостью, желанием прощать и делиться теплом с другими. Пасха – великий православный праздник. В этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. Люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими. Достаточно встретить этот день осознанно, с миром в душе. И, конечно, собрать семью за накрытым столом.
Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.
История пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение традиций, верований и обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие!
Исторический экскурс «Что мы знаем о Пасхе» и «Пасхальная викторина», которые подготовила зав. сектором отраслевой литературы Титова О.Г. открывает день информации «Пасхальный перезвон».
«Пасхальный рассказ в русской литературе»: репортаж-обзор и интерактивный список подготовлен зав.сектором художественной литературы Герасименко Е.Е.
Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники.
Пасха дала русской литературе больше чем образы, мотивы, сюжеты, эпизоды — она дала жанр пасхального рассказа.
Как жанр пасхальный рассказ един, но это единство многообразия: сохраняя жанровую сущность неизменной, каждый автор мог выразить свое, задушевное. И каждый проявил свою меру таланта и литературного мастерства.
Предлагаем вашему вниманию обзор пасхальных рассказов, написанных русскими классиками. Кроме видео-презентации прикрепляем ещё интерактивный список: при просмотре нажмите на гиперссылку и читайте текст любого из представленных произведений.
Пасхальная мульт-открытка. Предлагаем вашему вниманию небольшое мультипликационное поздравление.
Громкие чтения рассказов Марии Евсеевой «Пасха. Дорогой добра» подготовлены зав.сектором детской литературы Беляевой Е.Н.
Предлагаем нашим юным читателям вместе с литературными героями Лизой и Дениской познакомиться с историей и традициями православной Пасхи; узнать, что означает слово «Пасха«, и что является символами праздника воскресения.
Краеведческий экскурс «Храмы г.Ростов-на-Дону» подготовлен главным библиотекарем Легкодимовой М.В.
Ростов-на-Дону – многонациональный южный город. Как его только не называют: «Ростов-Папа», «ворота Северного Кавказа», «город раков и шашлыков»… Однако Ростов-на-Дону по праву вызывает еще одну ассоциацию ‒ «Православный Дон». В любой сувенирной лавке, на каждом магните, для того, чтобы представить Донскую столицу, всегда используется изображение главного храма Ростова-на -Дону — кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Пожалуй, с него и стоит начать знакомство с церковными достопримечательностями этого города.
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен по проекту Константина Андреевича Тона ‒ знаменитого архитектора, который является автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. Именно его копией ошибочно называют ростовский собор. История собора ведет свое начало от крепости Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. За время своего существования ему пришлось многое пережить. На сегодняшний день проводится масштабная реконструкция главного соборного храма Ростова.
Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны. В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе.
С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье.
Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
История Ростовского кафедрального собора удивительна, и неразрывно связана с историей самого города. Ведет она свое начало от крепости в честь святителя Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году.
Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами.
К середине XIX века церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ. И тогда два ростовских купца Семен Кошкин и Федор Нефедов, с согласия Городской думы и по благословению правящего архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой о разрешении строительства большого кафедрального собора за счет их личныю средств. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.
Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры Константин Андреевич Тон.
Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец — П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. День рождения колокольни Ростовского кафедрального собора — на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (по н. ст.).
Перед собором, с ее северной стороны располагалась просторная площадь, на которой проходили городские праздники, парады, народные гуляния. Посреди площади был установлен памятник императору Александру II.
Украшением Ростовского кафедрального собора были большие мраморные паперти, выходившие: с северной стороны — на Соборную площадь, а с южной — на торговую площадь, откуда и был главный вход. С этой стороны шел в собор верующий народ, приезжавший на богослужения из соседних станиц, из Задонья на различных речных судах и рыбацких лодках, и поднимался он с набережной реки Дона прямо на торговую площадь по Соборному переулку, а улица перед торговой площадью называлась Рождественской, по имени собора.
После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны.
В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе.
С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье.
В конце июля 1942 года верующие люди сами открыли собор. В начале 1951 года был установлен главный четырехъярусный иконостас, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Он был необычной формы — в виде часовни, увенчанной главкой с крестом. В 1955 году такие же иконостасы были сооружены в правом — Петро-Павловском и левом — Преображенском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены художником К. Волковым. Новая страница истории Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80- х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними воссияли позолоченные кресты.
К 1999 году была полностью восстановлена колокольня. Ее освятил во время визита в епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Святыни
Донская икона Пресвятой Богородицы – точный список чудотворного образа. Ковчег со святыми мощами: святого пророка Даниила, святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы, праведного Лазаря-четверодневного, апостола Варфоломея, апостола Иакова, апостола Тимофея, апостола Прохора, святителя Иоанна Милостивого, святителя Григория Акрагантийского, святителя Кирилла Александрийского, святителя Павла Исповедника, преподобного Давида Солунского, преподобного Даниила Столпника, преподобного Федора Сикеота, преподобного Флора Нового, Великомученика Георгия Победоносца, мученика Арефы, великомученика Артемия, мученика Мамонта, мученика Мины, святого равноапостольного князя Владимира, святого князя Михаила Черниговского, святого князя Александра Невского, святой первомученицы Феклы, святой великомученицы Варвары. На святом престоле Преображенского предела находится ковчег с частицей мощей Священномученика Николая Попова.
Икона Пресвятой Троицы с частицей Мамврийскаго дуба
Почитаемые иконы:
• Божией Матери «Донская», «Казанская» и «Владимирская»;
• Великомученика Пантелеимона с частицей мощей;
• Великомученицы Варвары с частицей мощей;
• Великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей;
• Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей;
• Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей;
• Преподобного Серафима Саровского с частицей мощей;
• Святителя Димитрия, митрополита Ростовского;
• Святого блаженного Павла Таганрогского;
• Священномученика Николая Попова; Преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Старо-Покровский храм расположен в центральной части города Ростова-на-Дону, в Покровском сквере.
Является одной из старейших церквей города. История церкви началась еще в 1762 году. За все время своего существования местоположение церкви менялось. В 1909 году церковь была отстроена в центре города и просуществовала до 1930 года, в котором здание было снесено, и на его месте был устроен фонтан.
Свое второе рождение церковь пережила в 2005–2007 годах. Строительство храма велось за счет благотворительных средств со всей России. В июне 2007 года перед храмом был открыт памятник императрице Елизавете Петровне.
Храм во имя Сретения Господня «Казак без веры ‒ не казак» ‒ говорят на Дону. В поселке Александровка (бывшая станица Александровская) находится храм, к которому казаки относятся с особым трепетом. Первое упоминание о нем датируется 1778 годом. Здание храма почти полностью сохранилось в первозданном виде. Лишь колокольня была разрушена. Находясь рядом с храмом, особенно в солнечную погоду, ты словно заглядываешь на страницы истории «Тихого Дона».
Свято-Троицкий храм расположен в Железнодорожном районе города Ростова-на-Дону.
На территории находится Свято-Сергиевский храм, построенный в 1997 году и храм Святой Троицы, строительство которого началось в 2000 году. В 2004 году на Троицком храме было установлено пять куполов и колокола для двух звонниц, также начинается внутренняя отделка.
С 2007го года ведется сотрудничество с православным молодежным движением «Ростов без наркотиков». При Свято-Троицком храме действует епархиальная телестудия «Дон православной», сотрудники которой готовят информационные программы, транслирующиеся как местными телекомпаниями, так и православными каналами спутникового вещания.
Храм Преподобного Серафима Саровского расположен в Железнодорожном районе города Ростова-на-Дону.
Является одной из старейших церквей города, которая была построена в 1911 году. Но в 1922 году была закрыта, некоторые церковные ценности были изъяты. Позже храм был отдан под кинотеатр. Были сбиты колокола, разбит иконостас и разрушена звонница. В годы Великой Отечественной Войны храм вновь возобновляет свою деятельность, и здесь проводятся богослужения. Но в 1959 году храм полностью прекращает свое существование, и его здание отдают под музыкальную школу.
Новую жизнь храм получил в 2004 году. На территории также располагается Донская Духовная семинария, воскресная школа.
Храм Преполовения Пятидесятницы расположен в Железнодорожном районе на улице Всесоюзной.
Храм был построен в 1829 году и до 1910 года велись перестройки и расширение храма. Обретя новую колокольню, новое убранство и один из лучших на Дону иконостасов, Преполовенский храм получил новое назначение – станичного Войскового собора.
В середине 30-х годов храм был взорван, а колокольня использовалась как парашютная вышка. Богослужения возобновились только с 1991 года и проходили в здании мужского училища, расположенного ранее при храме.
Только в 2014 году храм был заново отстроен, и были завершены все отделочные и расписные работы храма. Богослужения ведутся каждый день, кроме понедельника и вторника.
Свято-Иверский женский монастырь расположен в Северном жилом массиве города Ростова-на-Дону.
История монастыря началась в 1903 году, когда после прошения монахинь было принято решение выделить участок под строение монастыря. Строительство было завершено в 1908 году, и его освятили в честь Иверской иконы Божьей Матери.
В 1929 году храм был закрыт и отдан под клуб совхоза, детский дом и мастерские и склады. Храм был открыт вновь после распада СССР в 1991 году.
Меню-досье «Вкусная Пасха», подготовлен ведущим библиотекарем Е.А. Березовской.
Пасха – главный христианский праздник, символизирующий надежду на духовное возрождение. Готовятся к Светлому воскресенью с особой тщательностью. Празднику предшествует строгий пост, во время которого важно совершать только добрые поступки, приводить в порядок свои мысли и желания. На последней неделе наводят чистоту в доме и начинают готовить пасхальный стол. После сорока дней Великого поста на стол в Пасху принято было готовить сорок разных блюд. Но сейчас такие обильные застолья уже никто не устраивает, важно, чтобы на столе присутствовали самые главные, обязательные, атрибуты Светлого Христова Воскресения – кулич, пасха и крашеные яйца. С кулича обычно начинается пасхальная трапеза, когда каждый член семьи отламывает по кусочку и разговляется. Готовить кулич начинают еще в среду, к приготовлению приступают с хорошим настроением, чтобы кулич получился вкусным. Муку обязательно просеивают, тесто делают дрожжевое, очень сдобное. Ставят тесто в темный угол в теплое место. В четверг бережно приступают к выпечке. Куличи пекут разных размеров: один большой для всей семьи или маленькие каждому члену семьи индивидуальный. Важно, чтобы он был высоким. В кулич можно добавить курагу, цукаты, орехи, сухофрукты. Сверху украшают глазурью или посыпают сахарной пудрой.
Считалось, если выпечка получилась удачной, то в будущем году все в доме будет благополучно.
Поздравляем всех православных христиан со светлым праздником!