«Преступление и наказание»

#книгадня

9 февраля 1881года, 141 год назад, умер Федор Михайлович Достоевский. Вспоминая великого писателя, поговорим о б истории создания одного из самых знаменитых его романов – «Преступление и наказание»

После оглушительного успеха «Бедных людей» Достоевский оказывается в центре общественного внимания. Спустя год после выхода первого романа напечатана повесть «Двойник». Это произведение заставляет Белинского и многих других современников, восхищенных первым произведением, разочароваться в таланте Достоевского.

Несмотря на провал «Двойника» и критические рецензии в журналах, в конце 40-х годов Достоевский прочно входит в литературные круги. В 1847 году он встречается с Михаилом Буташевичем-Петрашевским, глубоко увлеченным идеями социалистического утопизма, поклонником учения Фурье. Это знакомство приводит к трагическому периоду в жизни Федора Михайловича. Участников кружка петрашевцев арестовывают в 1849 году. Часть из них, включая Достоевского, приговаривают к смертной казни. Приговор отменяют прямо на Семеновском плацу, когда осужденные уже готовятся к гибели. Писателя отправляют на каторгу. В Тобольске, по пути к месту отбывания наказания, Достоевский встречается с женами сосланных декабристов. Наталья Фонвизина, Жозефина Муравьева, Прасковья Анненкова передают петрашевцам Евангелия с вклеенными десятирублевыми купюрами. Свой экземпляр Достоевский будет хранить как реликвию всю жизнь. На каторге он приходит к вере, что изменит его мировоззрение и творческое сознание на всю оставшуюся жизнь. В Омском остроге он проводит 4 года, после этого служит рядовым в Семипалатинске. Там же он встречает свою первую супругу Марию Исаеву. На момент знакомства она была замужем. Ее супруг сильно пил, она мучительно страдала. Вероятно, что именно муж Марии стал прототипом Мармеладова в романе «Преступление и наказание».

После возвращения из Сибири Достоевский вместе с братом Михаилом начинает заниматься издательской деятельностью. Они работают над выпуском журналов «Эпоха» и «Время». 60-е годы становятся расцветом публицистики и активной социальной деятельности. На страницах многочисленных журналов выходят статьи о женском вопросе и эмансипации, обсуждается отмена крепостного права. Братья Достоевские не остаются в стороне от этих социальных процессов, выражая позицию почвенничества. Громким явлением в литературе того периода становится выход «Записок из Мертвого дома» (1862), где Федор Михайлович описывает свои каторжные годы. А.Н. Герцен отмечает, что Достоевский в этом произведении выступает русским Данте, спустившимся в ад. В 1864 году публикуются «Записки из подполья». В этих и других произведениях начала 60-х заложены темы и идеи, которые будут развиты в знаменитом «пятикнижии» Достоевского.

1864 год становится страшным периодом в жизни писателя. Умирает от чахотки его жена, почти одновременно с ней уходит из жизни брат Михаил. На эти потери накладывается и тяжелое финансовое положение. Достоевский принимает на себя все долги брата и берет под опеку его осиротевшую семью. Одновременно с этим писатель переживает сложные, изматывающие отношения с Аполлинарией Сусловой.

В такой ситуации писатель заключает договор с издателем Стелловским. Кабальные условия контракта по новому роману ставят Достоевского в трудное положение. Если сроки не будут выполнены, Стелловский получит права на все последующие произведения писателя в течение 9 лет. В этот период Федор Михайлович начинает работу над «Преступлением и наказанием» в сотрудничестве с журналом Михаила Каткова «Русский вестник». Одновременно ему нужно закончить роман для Стелловского. Именно тогда Достоевский знакомится со своей будущей женой Анной Григорьевной Сниткиной, которая стенографирует будущий роман «Игрок» под диктовку писателя. Чудом Достоевский успевает завершить новое произведение и избавляется от Стелловского. «Игрок» выходит в 1866 году.

Как началось создание романа «Преступление и наказание»? Находясь за границей в сложном финансовом положении, Достоевский высылает Михаилу Каткову идею нового произведения и под будущий роман получает аванс. Из переписки с издателем, а также других документальных источников мы понимаем, как формировался замысел «Преступления и наказания». Одно из первых названий будущей книги – «Пьяненькие», главным героем романа является Мармеладов. Однако вскоре основная сюжетная линия трансформируется, и Достоевский задумывает сделать центральным сюжет убийства и раскаяния преступника, который сам сдается полиции. Роман пишется, как и большинство произведений писателя, в большой спешке. Первые главы выходят в «Русском вестнике» в том же 1866 году, что и «Игрок».

Начало романа «Преступление и наказание» погружает читателя в атмосферу Петербурга середины XIX века. Географически точные (вплоть до каждого шага) описания города складываются в особое художественное пространство, которое будет свойственно творчеству Достоевского не только в этом романе.

  Уже в начале романа явно проявляется полифонический принцип его построения. Каждый герой имеет собственный голос, выражает какую-то свою идею, линию. Голос автора не является доминирующим, подавляющим или заменяющим других персонажей. Монолог Раскольникова сменяется массовыми сценами, где наиболее отчетливо слышно многоголосие, полифония. Из разных голосов и складывается сложная ткань романа.

Также мы видим еще одну значимую черту поэтики Достоевского. Параллельным сюжетом, подсветкой основного повествования становится евангельский текст. Он проступает в каждом образе, в каждой строке. Например, Соня живет у портного Капернаумова. Капернаум – родной город Марии Магдалины, библейской раскаявшейся грешницы. Свой первый заработок – 30 рублей (параллель с сюжетом предательства Христа очевидна) – Соня приносит мачехе, и Катерина Ивановна с ужасом осознает и искренне раскаивается перед падчерицей и Богом в том, что совершила. Этот параллелизм будет развиваться на протяжении всего романа.

Подготовила заведующая сектором художественной литературы Е. Е. Герасименко.
За книгами приглашаем вас в Библиотечно-информационный центр имени М. В. Ломоносова.
Наш адрес: проспект Сельмаш, д. 7а
тел.: 221-45-81 добавочный 409