Джеймс Джойс. Вслед за гением

Джеймс Августин Алоизиус Джойс — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.
К 140-летию писателя БИЦ имени М. В. Ломоносова предлагает вашему вниманию Литературное знакомство  «Джеймс Джойс. Вслед за гением».

Высочайшей оценкой своего творчества Джойс считал фразу одного критика: этот писатель из числа тех редких дарований, которые «пишут только шедевры».


Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.
В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 — в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897. Через год Джеймс поступил на учёбу в Университетский колледж, который закончил в 1902. В 1900 в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакль, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.
Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».

«Роман — поток сознания» — под таким «кодом» он преподается в университетах на филологических факультетах. Щадя чувства и мозг студентов, для ознакомления с романом преподаватели рекомендуют прочитать три главы, чтобы составить общее представление о романе (так было, по крайней мере, лет 15 назад) и те, кто осиливал роман среди огромного количества обязательной к прочтению литературы, считались героями своего времени. Но, видимо, время «Улисса» наступило сегодня.
В современном мире, когда такой объект как человеческое сознание, активно изучается, интерес к «Улиссу» снова возродился. «Мастерская Петра Фоменко» даже поставила спектакль с одноименным названием: под стать роману действо длится 6 часов и получает неоднозначные отзывы. Но все же — роман существует уже 100 лет, значит, дело не только в нестандартной форме изложения…
Как появилась идея романа-потока сознания и почему именно Джеймс Джойс стал его автором?
Ответ в особенностях характера и образа жизни писателя.
Погруженность писателя в собственные мысли и переживания была необычайно глубока, о чем свидетельствует один эпизод. В 1932 году Джойса, тогда уже известного автора, московский «Международный союз революционных писателей» запросил о том, как он отнесся к Октябрьской революции 1917 года в России. Ответ, полученный от его секретаря, ошеломил советских писателей. В нем говорилось примерно следующее: Джойс «с интересом узнал, что в России в 1917 году произошло такое событие… пока ему трудно оценить важность события, и он хотел бы только отметить, что, если судить по подписи вашего секретаря, изменения, видимо, не столь велики».
Чем же уникален роман, который не давал покоя современникам и вызывает такой интерес в XXI веке?
Джеймс Джойс своим романом создал новый жанр — повествование, главным героем которого является автор. Роман перекликается с «Одиссеей» Гомера, но своеобразным образом. Все 18 эпизодов «Улисса» связаны с определенными гомеровскими событиями — по смыслу и тематике. Однако связь с произведением Гомера — в противоположностях. Одиссей — царь, великий путешественник; главный герой «Улисса» — рекламный агент Блум. Пенелопа — символ женской верности, Молли Блум является прямой противоположностью, именно вокруг неверности жены разворачиваются центральные события романа. Время действия гомеровского произведения — это годы странствий по разным городам и странам, время действия романа Джойса — один день в одном городе. Причем, по словам автора, каждый эпизод связан с определенным органом человеческого тела. Фактически — это роман-тело, и здесь трактовать можно двояко: одни исследователи говорили, что роман чрезмерно натуралистичен, другие прослеживали связь с древними философскими воззрениями на человека как на микрокосм, центральное звено жизни на земле, вокруг которого разворачиваются события. Джеймсу был интересен внутренний мир человека, его переживания, мысли, связь размышлений с поведением. В этом многие видели аналогию с психоанализом Фрейда, тогда уже всколыхнувшего образованную часть населения Европы своими открытиями.
Особенность жанра «Улисса» — поток сознания — позволила Джеймсу Джойсу затронуть огромное количество тем и философских идей, в роман вошло много автобиографичных эпизодов. В частности, тема неверности жены Блума является отголоском интриги, которая произошла с писателем на родине. Суть ее в том, что друг писателя, желая отомстить Джеймсу, сказал, что его будущая жена Нора встречалась одновременно и с Джойсом и с ним. Так ли это было на самом деле — неизвестно, но волна ревности и горечи, которая всколыхнула писателя, вылилась на страницы романа в образе неверной жены Блума…
Нет возможности пересказать роман — вся сюжетная линия уложится в один абзац, однако он дал богатую почву для трактовок: критика 700-страничного романа насчитывает не один десяток томов. Но все поклонники романа отмечают необычайную выразительность языка писателя и многообразие затронутых тем. Но главное то, что этот роман — не просто обозначение насущных вопросов и тревог — это роман ответов, плодов раздумий и выводов Джеймса Джойса, необычных и интересных даже для искушенного читателя нашего времени.

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра.
Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности». После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 он умер.
Основные произведения, сделавшие Джеймса Джойса известным, в том числе и скандально известным, это:
«Эпифании» (Epiphanies) 1901—1903
«Камерная музыка» (Chamber Music) 1902—1906 — Сборник стихотворений
«Портрет художника» (A Portret of the Artist) 1904, 7 января.
«Святая контора» (The Holy Office) 1904
«Дублинцы» (Dubliners) 1904—1914
«Газ из горелки» (Gas From A Burner) 1912, сентябрь
«Джакомо Джойс» (Giacomo Joyce) 1911—1914
«Герой Стивен» (Stephen Hero) (прототип романа «Портрет художника в юности»).
«Портрет художника в юности» (A Portrait Of The Artist As A Young Man) 1907—1914
«Изгнанники» (Exiles) 1914—1915
«Улисс» (Ulysses) 1914—1921
«Стихи, пенни за штуку» (Poems Pennyeach) 1927
«Се, дитя» (Ecce Puer) 1932
«Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake) 1922—1939
«Дублинцы» и «Улисс» несколько лет были официально запрещены цензурой к публикации или просто отвергались издателями. Однако большая часть будоражащих «непатриотичных» мест покажется современному читателю невинными. Для каждого времени свой бунтарь. И все же форма потока сознания позволяет каждому читателю и тех лет, и современности — видеть что-то свое, личное в романе, и тем он ценен и интересен и сегодня.

Подготовила зав. сектором художественной литературы Герасименко Е. Е.