В картинах Шишкина Россия, её могучая краса

Вечер эстетики к 190-летию художника.

Иван Иванович Шишкин — один из крупнейших русских пейзажистов. Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал ее необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Полотна художника по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа XIX столетия.
Любовь Шишкина к жанру пейзажа определилась очень рано. Изучая натуру, молодой человек так увлекался, что любой сучок или веточка воспринимались пм как шедевр растительного мира. Он уделял большое внимание не столько общим пейзажным видам, сколько конкретным фрагментам, а потому очень тщательно осматривал стволы деревьев, стебли, листочки, прощупывал траву, мох.
Так, живописцем был открыт неведомый и удивительный мир природы с его неотъемлемыми составляющими, незаметными на первый взгляд и неотмеченными предшественниками. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище, — писал он в своем дневнике. — Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..». Мастер уходил далеко в лес и неустанно рисовал.
Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи. После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко. В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Полдень. В окрестностях Москвы Вид на острове Валааме Рубка Леса
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].
Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА ШИШКИНА
Шишкин и медведи
А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу. Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.
Под влиянием священника Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.
«Лесной царь»
Первые встречи с Шишкиным у окружающих обычно вызывали смешанные чувства. Он казался угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище художника за глаза даже называли монахом. И только в компании друзей он раскрывался совсем с другой стороны. О собраниях членов Артели художников Илья Репин писал так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью».
Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого „вдохновения“… Вдохновение — это сама работа!» — говорил художник. Образцом трудолюбия он считал французского писателя Эмиля Золя, который ежедневно писал в определённые часы определённое количество страниц. К этому же стремился и сам Шишкин. Каждый день он возвращался к работе в одно и то же время и работал без устали, иногда простаивая у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде.
Современники прозвали Шишкина «лесной царь»: он как никто другой умел и любил рисовать лес. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома. Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Однажды Шишкин признался жене, что смог приручить волчицу, возле логова которой работал целое лето: он научил животное брать еду с руки.
До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Одни утверждают, что иногда вместе со знаменитым пейзажистом над картиной трудились крестьяне, которые при необходимости спиливали деревья, мешавшие идеальному пейзажу. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника,сравнивал с колоннами древнерусских храмов.
Строгий учитель
«Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось. И вам советую полюбить одно. Только тогда будете с успехом совершенствовать любимое. Разбрасываться никак нельзя», — будучи известным живописцем, советовал молодым художникам Шишкин.

Автору «Лесных далей» в излюбленной теме не было равных: в этом не сомневались ни 100 лет назад, ни сейчас. Но всем хорошо известно, что «лесной царь» в своих работах практически не изображал животных и людей. Одни исследователи считают, что делать этого он не любил, другие — что не умел. Даже для одной из самых знаменитых картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» — медведей нарисовал друг мастера, художник Константин Савицкий (первоначально картина выставлялась с подписями двух авторов).
Среди картин Шишкина редко можно встретить и зимний пейзаж: художник работал с натуры, а рисовать на холоде было непросто. Своих учеников Шишкин всегда учил, что «главное дело пейзажиста не зимой, а летом». В холодное же время года он заставлял своих подопечных делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр.
Кстати, ученики страшно боялись мастера, потому что он жестоко критиковал их за ошибки. Во время работы Шишкин по очереди подходил смотреть их этюды и делал свои замечания. Знаменитый художник и ученик Шишкина Андрей Шильдер вспоминал, как во время «летних работ», издали завидев фигуру своего учителя, направляющегося в его сторону, обычно не мог справиться с волнением и, оставляя этюд, буквально уползал в кусты.
Скромный гений
Шишкин был строг не только к своим ученикам. Современники отмечали, что великий пейзажист отличался необычайной самокритикой. Когда он заканчивал работу над картинами, всегда начинал переживать, что на выставке они окажутся хуже всех. Однако всякий раз история заканчивалась тем, что ещё до официального открытия экспозиции кто-нибудь приобретал его работы.
Даже в последний год жизни накануне очередной выставки Шишкин волновался не меньше, чем в те дни, когда был лишь начинающим художником. Он поочерёдно приглашал знакомых посмотреть на его работы и высказать своё мнение, которое у всех было одинаковым. Более того, Шишкин долго не верил, что его картину «Корабельная роща» хотят приобрести для музея Александра III, а, когда получил извещение о покупке, начал печалиться об участи других полотен: «Наверное, не продадутся, кто их купит!»
К сожалению, эта выставка ещё не успела закончиться, когда в газете «Неделя» появилась статья журналиста Дмитрия Успенского: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после её открытия скончался на 67 году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности — волостной старшина, на самом деле — тончайший художник».
Шишкин скончался 20 марта 1898 года сидя за мольбертом с углём в руках, начиная на белом холсте большую новую картину «Лесное царство».
По свидетельствам помогающего ему ученика, делая какой-то штрих, художник вдруг как будто зевнул, а затем голова его беспомощно опустилась на грудь…
Ученик бросился на помощь к своему учителю, но тот уже был мертв. Прибывший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.
Последней завершенной работой художника стала величественная композиция «Корабельная роща», которая хранится в «Русском музее».

«Царь леса» -самые красивые картины И.И. Шишкина.

Материал подготовлен главным библиотекарем БИЦ имени М.В. Ломоносова Легкодимовой М.В.