«Я лиру посвятил народу своему»

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова, одного из самых ярких, популярных и влиятельных деятелей русской культуры XIX столетия.

К юбилею писателя библиотекарь БИЦ имени М. В. Ломоносова подготовила литературный вечер « Я лиру посвятил народу своему”.


Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Н. А. Некрасов был успешным публицистом и издателем: журнал «Современник» стал легендой своего времени, рупором эпохи. Некрасов – великий поэт и журналист, автор, олицетворявший стержень развития литературы второй половины XIX века. Он оказал огромное влияние на развитие русской литературы и общественной мысли второй половины XIX века и всего XX столетия. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 года в селе Синьки Балтского уезда Каменец-Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи обедневших ярославских дворян, был армейским офицером. Мать, Елена Закревская, была дочерью богатого помещика из Херсонской губернии. Родители невесты были против брака красивой и образованной девушки с небогатым военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения. Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца – селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей». Тягостная атмосфера семьи оказала влияние на творчество писателя: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта Елена Андреевна, женщина образованная, музыкально одарённая, стала будущему писателю лучшим другом и первым учителем. Она привила сыну любовь к литературе и русскому языку. Дела в родовом
Творчество Н. А. Некрасова противостоит классическим нормам и романтическому идеалу красоты, стремясь заменить искание красоты исканием правды и гуманистических ценностей. Поэтому некрасовская поэзия нередко прочитывается как страница из истории русской революции. Поэтическое в его творчестве иногда заслоняется историческим и социальнополитическим контекстом. В поэзии Некрасов осуществил своеобразный синтез лирики, эпоса и драмы, позволивший ему свободнее и многостороннее отобразить действительность.
Подлинно лирические произведения, в которых поэт стремился выразить собственные чувства и мысли, Некрасов называл «песнями». В поэмах «песни» выделены особо. Обращение к «песне» как концентрированному выражению смысла оказалось актуальным для русской поэзии через столетие (в произведениях Окуджавы и Высоцкого).
Некрасов – поэт особого, мистического дара. Поэт тревожный, рыдающий, любящий и ненавидящий, он умел быть беспощадным не только к себе, умел прямо смотреть правде в глаза, какой бы болью она ни отзывалась в его душе. Тема родного дома является одной из основных тем в русской поэзии. В стихотворении «Родина» (1846 г.) показано нетрадиционное отношение автора к этой теме. В «Родине» нет 3 И. И. Панаев – писатель, критик. В 1839-1846 гг. активно сотрудничал с журналом «Отечественные записки», позже – журналом «Современник». 8 радужной картины беззаботного детства, полного грёз и надежд, а есть мрачный мир, где «отрадного душе воспоминания нет». Лирический герой не находит приюта в родном доме. Здесь к нему возвращаются тоскливые «воспоминания дней юности».
Образы матери и сестры представлены как самое дорогое в родном доме. Лирического героя переполняет чувство скорби от утраты родных людей. Образ сада трагичен и связан с воспоминаниями героя о печальной жизни матери, полной страданий и слез. Семейный мир предстает глубоко дисгармоничным, расколотым, полным погубленных жизней. Родной дом для лирического героя становится чужбиной, тюрьмой, полной «подавленных страданий».
Н.А.Некрасов – по-настоящему великий писатель именно потому, что в его творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отразились важнейшие стороны жизни его эпохи, его творчество — значительный шаг в развитии литературы, его произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени. В стихотворениях известного поэта и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни, и жалость, и сострадание к тяжёлой участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И всё это может быть объято двумя словами: «благородное сердце».
«Чем выше поэт, тем оригинальнее мир его творчества,- и не только великие, даже просто замечательные поэты тем и отличаются от обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера»,- так говорил современник Н.А.Некрасова В.Г.Белинский.
Н.А.Некрасов – один из трёх гигантов русской поэзии 19 века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, он открыл новую страницу в истории нашей поэзии, прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: стихи называли приближёнными к прозе, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
Поэт был особенно чуток к несправедливости, человеческой боли в изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства. Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы («Три элегии» (1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874)), связанные с утратой многих друзей, осознанием одиночества, тяжёлой болезнью. Но появлялись и такие произведения, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 году Некрасов создал цикл стихов «Последние песни».


Умер Н. А. Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.