Всемирный день казачества!

День информации к Всемирному дню казачества.

День казачества ежегодно отмечается во многих странах мира, имея статус всемирного праздника, но не имея четко установленной даты. Сам праздник появился в 1989 году, инициатором его стала ООН, и отмечать его принято во второй декаде ноября, хотя изначально планировалось делать это во второй ноябрьский четверг.Казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования проводятся в течение нескольких дней в самых разных уголках России и других стран. 
Что же мы  знаем о казаках и о казачестве?

Карамзин так писал о казаках: «Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем».
По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X—XIV веках.Бродники — народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке.
О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII—XV вв. »
После покорения монголами, касоги бежали на север, и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя — казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в Битве на Калке. Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды.
Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить не о гибели Видара Великого и походах сына его Куди-Ярого, славного тысячника и любимца Батыева. А о делах отцов и дедов наших, проливавших кровь за Россию-матушку и сложивших головы за царя-батюшку…». «Покоренное татарами, так сказать отатарившееся, казачество, осыпанное милостями ханов, стало представлять собой лихую непобедимую конницу в передовых завоевательных полчищ этих варваров — джигитов (от древних чигов и гетов), а также отряды телохранителей ханов и их вельмож. Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин говорят, что татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества ещё жил в них; слишком памятны были им их древние предания, связанные с многовековой борьбой с соседними народами за свободу и независимость.»

Открывает день информации исторический экскурс «Уникальное явление в Российской истории», подготовленный зав.сектором отраслевой литературы Титовой О.Г.

В ходе исторического экскурса узнаете о происхождении слова «казак», о том, что казаки – уникальное явление, о привлечении казаков на государственную службу, о крупнейших казачьих войсках…

Патриотический час « Великие люди России- М.И. Платов», подготовленный зав. БИЦ Эсауловой Е.Ю. продолжает день информации.

Не было таких сражений в истории Российской империи рубежа 18–19-го веков, где бы не проявил доблесть прославленный атаман Матвей Платов. Герой прошел путь от урядника до генерала и стал знаменитейшим предводителем казачьих войск.

Матвей Иванович Платов — известный русский военачальник, войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801 г.), генерал от кавалерии (1809 г.), граф (1812 г.).
В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенес столицу Донского казачьего войска.
Матвей Иванович Платов по рождению принадлежал к старообрядцам — поповцам, хотя в силу своего положения открыто не объявлял этого. В «Исторических очерках поповщины» П. И. Мельников прямо называет Платова старообрядцем. Родился Матвей Платов в столице донского казачества Черкасске (ныне — станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). Его отец-казак Иван Фёдорович Платов был войсковым старшиной. Мать — Платова Анна Ларионовна, родилась в 1733 году. В браке с Иваном Фёдоровичем у них было четверо сыновей: Матвей, Стефан, Андрей и Пётр.

Матвей Иванович поступил в службу на Дону в Войсковую канцелярию в 1766 году в чине урядника, а 4 декабря 1769 года получил чин есаула. Всей его военной карьере сопутствовала удача. В 1771 г. он отличился при атаке и взятии Перекопской линии и Кинбурна. С 1772 года командовал казачьим полком. В 1774 году воевал против горцев на Кубани. 3 апреля был окружен татарами у реки Калалы, но сумел отбиться и заставил противника отступить. Умело и самостоятельно отразил семь атак «немирных» горцев на казачий походный стан. За этот подвиг был награждён по указу императрицы Екатерины II именной золотой медалью. Тогда и прозвучали слова Матвея Ивановича Платова, ставшие его жизненным девизом:

Честь дороже жизни!..❗

В 1774 (по другим данным — в 1775) во главе своего полка принял участие в усмирении Пугачёва. В 1782 — 1783 годах сражался с ногайцами на Кубани. В 1784 году участвовал в подавлении восстаний чеченцев и лезгин. Отличился под городом Копылом, в схватках с ханской конницей Девлет-Гирея. В эти годы молодой донской офицер служил под командованием генерал-аншефа А.В. Суворова, пройдя на Северном Кавказе хорошую боевую школу. В июне 1787 года Платов получает чин армейского полковника. По поручению Г.А. Потёмкина он сформировал четыре казачьих полка из однодворцев Екатеринославской губернии.

Русско-турецкую войну 1787 — 1791 годов Платов прошел от начала и до конца. В 1788 году отличился при штурме Очакова, за что 14 апреля 1789 года был награждён Орденом Св. Георгия 4-го кл. «За отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова». Светлейший князь Г.А. Потёмкин — Таврический переводит донского полковника в Чугуевский казачий полк. Во главе его Платов храбро сражался в Бессарабии. В 1789 году отличился в сражении под Каушанами (13 сентября), во взятии укреплённого замка Паланки, при взятии Аккермана (28 сентября) и Бендер (3 ноября). За Каушаны получает чин бригадира.

С 1790 года — атаман Екатеринославского и Чугуевского казачьих войск. Участвовал во взятии Измаила, был отмечен А.В. Суворовым как доблестный воин и 25 марта 1791 года был награждён Орденом Св. Георгия 3-го кл. «Во уважение на усердную службу и отличную храбрость, оказанную при взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением бывшей там турецкой армии, командуя колонною». 1 января 1793 года произведен в генерал-майоры, награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1796 году участвовал в Персидском походе, назначен командующим всеми казачьими частями. После того как указом из Петербурга поход был внезапно отменен, ослушавшись Высочайшего повеления, остался со своим полком охранять штаб командующего генерал-аншефа графа Валериана Зубова, которому грозил персидский плен. За доблесть, проявленную при взятии древней крепости Дербент, получил наградное Золотое оружие — украшенную алмазами саблю с надписью «За храбрость».

В 1797 году, во время правления Павла I, Платов был заподозрен императором в заговоре, исключён из службы и сослан в Кострому. В 1800 году его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. В январе 1801 года он был освобожден и по указу Павла I стал участником Индийского похода Войска Донского. Лишь со смертью Павла в марте 1801 года уже выдвинувшийся во главе 27 тысяч казаков к Оренбургу Платов был возвращен Александром I. 26 августа 1801 года М.И. Платов получает высочайший рескрипт о назначении его войсковым атаманом Войска Донского. 15 сентября того же года он произведен в чин генерал-лейтенанта, при этом награждён Орденом Св. Анны 1-й степени.

В атаманском звании Матвей Иванович занялся «усовершенствованием» вверенного ему казачьего войска, много сделав для улучшения его военной организации и повседневной жизни. Под его руководством реорганизуется войсковое управление, реформируется донская артиллерия. Одним из значимых событий в истории и биографии Матвея Ивановича Платова является основание им города Новочеркасска, и перенесение столицы Донского казачьего войска в новый город.
Основание города Новочеркасска — идея и её воплощение — принадлежат М.И. Платову. Причины для основания новой столицы донского казачества были следующие: во-первых, Станица Старочеркасская расположена на правой стороне реки Дон, и её почти ежегодно затапливало водами разливающегося весной Дона; во-вторых, в прежней казачьей столице, построенной хаотично, без генерального плана, случались частые пожары, в огне которых выгорало до половины деревянных строений. Кроме того, к Черкасску отсутствовали надежные сухопутные подъездные пути.
В 1805 году, в день праздника Вознесения Господня состоялась торжественная закладка нового города. Празднично устроенный переезд в Новый Черкасск состоялся 9 мая 1806 года и был ознаменован 101 выстрелом из орудий. В том же 1806 году императором Александром I Платову поручается командование всеми казачьим полками России, выставляемыми на войну. В связи с этим он награждается Орденом Св. Александра Невского.

Талант казачьего полководца у Платова «стал всем виден и заметен» в ходе войн против наполеоновской Франции. С 1806 по 1807 гг. идёт Русско-прусско-французская война. Боевые действия на территории Восточной Пруссии показали, что атаман Войска Донского способен умело управлять многотысячной конницей. В кампании 1807 года Матвей Иванович командовал всеми казачьими полками действующей армии. После сражения при Прейсиш-Эйлау, Платов заслужил всероссийскую известность. Он прославился своими лихими налётами на фланги французской армии, нанёс поражение нескольким отдельным отрядам. После отступления от Гейльсберга отряд Платова действовал в арьергарде, принимая на себя постоянные удары преследовавших русскую армию французских войск. За успешное прикрытие русской армии, отходившей к городу Тильзиту, стоявшему на пограничной реке Неман, атаман был награждён алмазными знаками к Ордену Св. Александра Невского.
В Тильзите, где был заключен мир, Платов познакомился с Наполеоном, который признал боевые успехи атамана. Однако, от французского ордена Почётного легиона атаман отказался, сказав:

Я Наполеону не служил и служить не могу❗

22 ноября 1807 года Матвей Иванович награжден Орденом Св. Георгия 2-го класса «За неоднократное участие в боях в должности начальника передовых постов в войну с французами 1807 года». Прусский король наградил его Орденами Красного Орла и Черного Орла.

Во время Отечественной войны 1812 года Матвей Иванович Платов командовал сначала всеми казачьими полками на границе, а потом, прикрывая отступление армии, имел успешные дела с неприятелем под местечком Мир и Романово. Бой под Миром в июле 1812 года называют «делом казаков Платова».

После 1815 года полководец поселился на Дону, в войсковой столице — городе Новочеркасске, где немало потрудился на благо города и всего донского казачества. В последние годы своей жизни Платов основал в Новочеркасске гимназию, военную типографию. Умер Матвей Иванович через три года, 3 января (15 января по новому стилю) 1818 года. Первоначально атаман был похоронен в Новочеркасске, в фамильном склепе у Вознесенского собора в 1818 году. В 1875 году состоялось его перезахоронение на Архиерейской даче (на хуторе Мишкин), а 4 (17) октября 1911 года его прах был перенесен в усыпальницу Войскового собора в Новочеркасске.
После октября 1917 года могила Платова была осквернена. Прах был перезахоронен на прежнем месте в войсковом соборе 15 мая 1993 года.

Дорогие друзья! Приглашаю Вас посетить библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7 А) в фонде которого можно познакомиться с книгами о жизни и подвигах легендарного Атамана Вихря — Матвея Платова.

Вот некоторые из них:
«Атаман Платов» М. Астапенко.
Книга писателя и историка Михаила Астапенко издана, чтобы напомнить потомкам о знаменитом атамане, который всю жизнь свою посвятил служению России, её величию и славе.
Аситапенко, М. Атаман Платов. Историческое повествование.- Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2003. — 320 с.
«Атаман Войска Донского Платов» А.В. Венков.
Эта книга историка А.В. Венкова живо и увлекательно рассказывает о жизни Матвея Платова.
Венков, А.В. Атаман Войска Донского Платов/ А.В. Венков. — Москва: Вече, 2014 — 480 с.: ил. — (История казачества).
«Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Планова» Н. Смирный в 3-х частях.
Эта книга, увидевшая свет без малого двести лет назад, до настоящего времени никогда не переиздавалась. Она написана адъютантом Матвея Ивановича Платова Николаем Смирным, который многие годы находился рядом с ним.
Смирный, Н. Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова. Часть 1. — Ростов-на-Дону: Издательство «NB», 2003.- 238 с. с ил.

Кулинарный экскурс «Донская кухня», подготовленный вед.библиотекарем Березовской Е.А. продолжает день информации.

Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казачьего народа. Многие казачьи войска именовались по именам рек (Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик).

Локальная кухня на Дону — многогранная, разноликая, впитала в себя по крупице от всех тех народов, что жили и продолжают жить на этой земле. Благодаря удачному климатическому и географическому расположению, казакам на Донской земле удавалось получать неплохие урожаи зерновых и овощей, собирать фрукты и ягоды, держать домашнюю птицу и скот и, конечно, ловить в водах щедрого Дона-батюшки речную рыбу. И к еде у казаков было отношение соответствующее, ёмко умещающееся в пословице: «Как ложкой, так и шашкой».
Казаки — люди основательные, и трапеза для них не терпит суеты. Исторически в состав казачества входили русские и украинцы, степные кочевники и народы Северного Кавказа, сибиряки и представители Средней Азии. Оттого и кухня казачья столь разнообразна. Благодаря удачному климатическому и географическому расположению, казакам на Донской земле удавалось получать неплохие урожаи зерновых и овощей, собирать фрукты и ягоды, держать домашнюю птицу и скот и, конечно, ловить в водах щедрого Дона-батюшки речную рыбу. И к еде у казаков было отношение соответствующее, ёмко умещающееся в пословице: «Как ложкой, так и шашкой».
Вне дома и в дальних походах казаки всегда славились своей неприхотливостью в еде. С собой брали испечённые дома пресные хлебные лепёшки. Делали закрытые пироги, именуемые кругликами, с рыбой, мясом и яйцами, а в низовьях Дона, богатых на фрукты – со свежей вишней, яблоками и абрикосами. Казачки считали, что стряпуху можно оценить по качеству теста, поэтому большое значение придавалось его пышности, способности сохранить мягкость. В ритуалах эти свойства, по мнению местных жителей, обеспечивали благополучие, плодородие.
Из столовых приборов казаки используют миски и деревянные ложки. Казаки едят три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно моют и вытирают руки. Старший за столом обычно подаёт сигнал к началу трапезы. Часто едят из общей миски. Напитки подаются в кувшинах.
В жаркие дни, а таких было не мало, фрукты высушивали на солнце, чтобы потом приготовить из них узвар – компот из сухофруктов. Из винограда делали вино, а так же разные крепкие напитки. Бахчевые, такие как, например, тыква, использовали для каш и начинок к блюдам. Арбузы ели свежими, засаливали и даже варили из них мёд под названием нардек.
Влияние восточной кухни также проявлялось в употреблении изюма, который добавляли в кашу.
Популярностью всегда пользовались и молоко с кисломолочными продуктами. Квашенное, отделённое от сыворотки «откидное» молоко по-татарски называли «сюзьмой». Из него делали творог (сыр). Готовили также каймак, ирьян (айран) и сливочное масло.
В повседневной и обрядовой пище использовались куриные яйца. Круто сваренными, их брали в дорогу. Много яиц готовили на Пасху и Троицу. Сырые яйца запускали в супы, добавляли в начинку (картофельную, капустную, крупяную), заливали ими жареный картофель, на них замешивали тесто.
Домашняя птица и дичь всегда занимали особое место на столе. Чаще всего уток, кур и гусей зажаривали целиком, иногда начиняя их кашей с рубленными потрохами. Целая птица – обязательный атрибут обрядовых гуляний и празднеств, например, свадеб. В остальных случаях птицу могли разделывать для приготовления бульона, на котором готовились супы и лапша.
Говядину чаще всего использовали для супов, щей и борщей, тогда как жирный свиной окорок шёл на заготовку в виде солонины. Рубленное мясо часто служило начинкой для пирогов, из него также готовили колбасы и холодец. Самым популярным вторым блюдом на Дону было жаркое.
Но самое важное место на столе донского казака занимала, конечно же, рыба. Её употребляли в пищу весь год: вялили и сушили на ветру, размачивали или варили и ели с картофелем или квасом в пост, запекали целиком и клали в начинку для пирогов. Жареная рыба шла на балык, а свежая, только что пойманная, отправлялась в легендарную уху.
Обязательно на костре, в котле с томатами и зеленью, из нескольких видов рыбы и по собственному, семейному и уникальному рецепту – любимое лакомство казаков.
Разносторонне использовалась икра рыб (красная икра присаливалась). Употребляли как свежепробойную, так и по типу сыра, осушенную и спрессованную. Такая икра осетровых могла храниться довольно долго. Икра частиковых шла на жарку. Внутренний жир рыбы – молоки добавлялись в рыбацкую кашу («каша с рахманками»). Одним из деликатесов был балык из осетровых и сома.
Давнюю традицию (с XVII в.) имеет на Дону и виноградарство. На Дону выращивались как столовые, так и винные сорта. Казаки заготавливали вино для себя и на продажу. Особой славой пользовались цимлянские вина. В низовьях Дона считалось обязательным для семейного торжества приобретение бочонка цимлянского.
Низовые казаки были известны своим пристрастием к кофе, который употребляли в полдень в горячем виде с каймаком, а в течение дня пили для утоления жажды холодным. Казаки Нижнего и Среднего Дона готовили домашнее виноградное вино.
В конце XIX века в связи с развитием домашнего хозяйства увеличивается потребление мяса выращиваемых животных и птицы. Расширяется ассортимент блюд из теста, овощей и фруктов. Своеобразие донской кухни сохраняется в приготовлении рыбы, молочных блюд, припасов. В названиях блюд прослеживаются связи со степными кочевниками.
Питание резко меняется на протяжении второй половины XX века. Основной состав пищи остался прежним, однако хозяйки отказываются от трудоемкой выпечки хлеба, заготовки домашней лапши. Мучные изделия, крупы, как и многое другое – колбасы, масло, консервы, приобретаются в магазине. Молодые хозяйки нередко имеют домашнюю «поваренную книгу» (тетрадь с рецептами). Обычными стали для донской кухни салаты, приправы (кавказская аджика). Изменились способы заготовки и консервирования продуктов.
Донская кухня сегодня.
С такими богатыми кулинарными традициями нет ничего удивительного в том, что в последние несколько лет Ростов вступает в стадию бума локальной кухни. Открываются новые заведения, берущие эту гастрономическую концепцию за основу своего меню. Принцип локальности выносится в само название места, чтобы каждый возможный визитёр заранее знал, что здесь он сможет отведать донских специалитетов.
Не будем перечислять их поимённо, скажем лишь о том, что сегодня в Ростове можно с лёгкостью угоститься такими авторскими местными блюдами, как: жареная кефаль со сморчками в шпинате, традиционный рассольник с перловой крупой, уха «Разнорыбица» с мини-растегаем, пирог Курник, Судак «по-старинке», стерлядка на углях и жареный судак с топинамбуром и шпинатом. И это далеко не весь перечень того, чем готовы сегодня удивлять публику ростовские заведения, продвигающие идеи локальной кухни в массы.

Час интересной информации «Быт, обряды и праздники донских казаков» в рамках Дня информации к всемирному дню казачества


«Где бы ни находились донцы, властно тянули к себе родные курени и не было такой силы, что смогла бы удержать казаков от стихийного влечения домой» (М. Шолохов, роман «Тихий Дон»).

В ходе часа интересной информации узнаете о том, что представлял из себя классический казачий курень, о казачьей кухне, о главных ценностях казачьей семьи, обрядах и обычаях.
Подготовила заведующая сектором художественной литературы Герасименко Е.Е.