Библио-марафон «Золото прожитых лет»

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.
Последние годы жизни человека и переосмысление прошлого — это удивительный и совершенно особенный мотив в мировой литературе. Такой печальный марш повседневности, подведение итогов. Или же напротив — кардинальная смена курса и перемены в мировоззрении.
В преддверии замечательного, очень тёплого праздника сотрудники БИЦ имени М. В. Ломоносова проводят Библио-марафон «Золото прожитых лет». Мы подобрали книги о пожилых людях: мудрых, добрых, ворчливых, пребывающих в пограничных состоянии, деятельных, воспитывающих и тд. и тп.
Если наши читатели захотят добавить свои любимые книги к данному обзору, будем очень рады.
Итак, сначала мы вспоминали книги русскоязычных авторов:

1. Наринэ Абгарян и её роман «С неба упали три яблока».
С первых строк мы окунаемся в мир маленькой армянской деревни Маран, оторванной от цивилизации, затерянной где-то далеко-далеко в горах, где чуть ближе до солнца и до Бога, чем в наших современных городах. В ней остались далеко не молодые люди (молодежь или погибла, или разъехалась), и живут они так, как жили их предки, не особо доверяя благам цивилизации. Каждый из них немножко чудак, немножко ворчун и в каждом таятся настоящие сокровища духа. В центре повествования — Севоянц Анатолия и кузнец Василий, оба уже немолодые и пережившие своих супругов, а также их немногочисленные соседи, доживающие свой век в маленькой горной деревеньке. И все они принимают удары (и подарки) судьбы с достоинством, сохраняют доброту и цельность натуры, верность своим традициям и многолетнему привычному укладу жизни. «Бабушка говорила — ближе всех к небесам старики и дети. Старики потому, что им скоро уходить, а дети потому, что недавно пришли. Первые уже догадываются, а вторые ещё не забыли, как они пахнут, небеса <…..> Я давно уже не маленькая. Не знаю, сколько мне отпущено дней и наступит ли когда-нибудь завтра. Но в одном я уверена совершенно точно — небеса пахнут так, как пахли руки моей бабушки. Свежевыпеченным хлебом, сушёными яблоками и чабрецом»
Это, наверное, основное кредо автора – воспринимать жизнь как бесценный дар, который надо принять с великой радостью. Не унывать и надеяться, ведь самое удивительное, ты никогда не знаешь, ЧТО ожидает тебя за поворотом, даже если тебе уже далеко за….

2. Ещё одна книга Абгарян — «Люди, которые всегда со мной». Это семейная сага, история нескольких поколений одной семьи. История людей, переживших немало тяжелых испытаний, но сохранивших в сердце доброту, человечность и любовь друг к другу. Роман о старших, о близких, которые всю жизнь поддерживают нас — даже уже уйдя, даже незримо — и делают нас теми, кто мы есть.

3. Борис Васильев. «Вы чьё. старичьё?»
Добрейшая, нужнейшая книга о тех, кто читал нам в детстве сказки и учил мудрости жизни. Касьян Нефедович и Багорыч — два старика, выброшенные за борт жизни. Всем они мешают. Жизнь — она, для молодых. Вот в этом и трагедия. Говорят, жизнь потому дорожает, что не относится она к предметам первой необходимости. Так оно, может, и есть, а только привыкаем мы к своей стариковской жизни, как к старому пиджаку: немодно, да уютно, тепло и расстаться жаль. А если бы не привычка — гори она синим пламенем, такая жизнь. Но они не сдаются. Живут ради добра и внучки Валечки.

4. Юлия Вознесенская «Жила-была старушка в зеленых башмаках». Произведение адресовано всем, перед кем, так или иначе, встает вопрос о собственной старости. Увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трех старушек-подружек помогает разобраться в себе и обрести надежду. Автор убедительно показывает, что народная мудрость «старость — не радость» не верна, если сердца чисты, вера горяча, а дружба крепко спаяна годами.

5. Роман выдающегося грузинского писателя Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» повествует о людях простых и глубоких, наивных и мудрых, глубоко страдающих и безгранично любящих жизнь.

6. Елена Катишонок «Жили-были старик со старухой»,
Перед нами семейная сага, повествующая о жизни семьи староверов, волей судьбы и истории заброшенных в Отзейскую землю (территория современной Прибалтики). На примере четырёх поколений семьи мы имеем возможность наблюдать изменения ,происходящие с ней под влиянием значимых исторических событий 20 века, затрагиваемых автором как-будто бы вскользь, но тем не менее играющих важную роль в жизни представленной семьи. Повествование в книге очень неспешное, акцент сделан больше на бытоописаниие, здесь практически нет места каким-либо событиям, разве что вскользь и по касательной, автор не пытается давить своим мнением, делать за нас каких-то выводов, но тем не менее выводы напрашиваются сами собой. Например о том, как важно чтить традиции, или о важности преемственности поколений, о принятии и прощении и конечно о том, что оплотом семьи, связующим звеном выступает старшее поколение, те самые старик со старухой, которые подобно корням удерживают семью, питают её и создают крепкий надёжный тыл.

7. Какова цена успеха? Сколько стоит предательство? Как нужно было прожить жизнь, чтобы в конце нее собственные дети продали тебя вместе с домом? В этом романе нет положительных или отрицательных персонажей. Обо всём этом и не только в книге «Продается дом с дедушкой» (Маша Трауб)

8. «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой – один из самых интересных опытов построения нового «семейного романа». Здесь сошлось всё: и непревзойденное умение автора рассказывать истории частного человека, и свободное владение мифологическими пластами, и актуальность, и даже идейность. Главная героиня – бездетная Медея Синопли, тезка античной Медеи, – тоже своего рода божество для всей большой разветвленной семьи. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.

9. Елена Чижова. «Время женщин».
Елена Чижова — коренная петербурженка, автор пяти романов, последний — «Время женщин» — был удостоен премии «Русский Букер». Судьба главной героини романа — жесткий парафраз на тему народного фильма «Москва слезам не верит». Тихую лимитчицу Антонину соблазняет питерский «стиляга», она рожает от него дочь и вскоре умирает, доверив девочку трем питерским старухам «из бывших», соседкам по коммунальной квартире, — Ариадне, Гликерии и Евдокии. О них, о «той» жизни — хрупкой, ушедшей, но удивительно настоящей — и ведет рассказ выросшая дочь героини, художница.

На следующий день, в продолжение библио-марафона, мы вместе с нашими читателями вспомнили книги зарубежных зарубежных писателей.

1. За роман «Вся жизнь впереди» никому не известный писатель Эмиль Ажар был удостоен высшей литературной награды Франции, присуждаемой лишь раз в жизни, — Гонкуровской премии. Гораздо позднее выяснилось, что никакого Ажара не существует: этот псевдоним стал очередной литературной маской великого мистификатора Ромена Гари. Момо, Мохаммед — арабский мальчик, оставшийся без матери и выброшенный на улицу в бедняцком квартале Парижа. Мадам Роза — старая еврейка, у которой в жизни нет уже никого и почти ничего. Кажется, они обречены на умирание — по крайней мере, душевное. Но нет: сила любви творит невероятное… Взорвавший французскую литературу роман принес Гари-Ажару вторую Гонкуровскую премию — случай, единственный в истории.

2. Бакман Ф. «Вторая жизнь Уве».
Кто он, Фредрик Бакман? Родился автор в 1981 году в городе Хельсингборг на юге Швеции, изучал в университете историю религии, но бросил, став вместо религиоведа водителем-дальнобойщиком. Одновременно начал писать для местных газет и вести блоги на их сайтах. А потом, в 2012 году, выпустил роман — «Вторая жизнь Уве» — и проснулся знаменитым. Книгу оценили читатели, издатели других стран (ее уже перевели на дюжину языков), драматурги (премьера пьесы по книге состоялась в конце 2015 года — и до сих пор за билетами стоят очереди) — и, наконец, кинематографисты.
Откуда берутся зануды и склочники? Фредрик Бакман: «Это история довольно склочного 59-летнего мужика из тех, что ездят на «саабе» и вечно цепляются к соседям, стоит тем кинуть мусор не в тот контейнер или въехать в поселок на машине, хотя на табличке шведским по белому написано, что это строго воспрещается». Но вздорными стариками не рождаются. Просто нежное, любящее сердце от одиночества покрывается жесткой коркой, а аккуратность, обстоятельность и рукастость за ненадобностью превращаются в придирчивость к новому, легкомысленному поколению. Внутри зреет обида на мир, жизнь становится в тягость, рука тянется к веревке с петлей — но жизнь непредсказуема. Она ломает все планы, в том числе и такого рода. И вот в самый неподходящий, казалось бы, момент все таланты Уве оказались востребованы, и началось такое!..
Фредрик Бакман: «Это веселая книжка, из тех, что помогают скоротать время на остановке автобуса или в аэропорту. Но я надеюсь, что сумел рассказать в ней кое-что еще — и про Уве, и про себя. Кое-что о поколении моего папы — и кое-что о моем. Про машины, на которых мы ездим, про женщин, в которых влюбляемся, про компьютеры, которые нас выбешивают, и про вещи, которых мы боимся».

3. Мюриель Барбери. «Элегантность ежика».
Второй роман французской писательницы прославил ее имя не только во Франции, но и во многих других странах. Мюриель страстно влюблена в творчество Л. Н. Толстого и культуру Японии, и обе эти страсти она выразила в этой книге.Девочка-подросток, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды и слушающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире. О том, что связывает этих людей, как меняется их жизнь после того, как они случайно находят друг друга, читатель узнает, открыв этот прекрасный, тонкий, увлекательный роман.

4. Ариэль Бюто. «Цветы осени».
Удивительная история, доказывающая старую истину, что «любви все возрасты покорны». «Цветы осени» — роман французский, и этим многое сказано. Книга полна обаяния, нежности, романтизма и мягкой французской иронии. Радостная и печальная одновременно, она рассказывает о том, как любовь, когда-то в юности внезапно оборвавшаяся, может вспыхнуть внезапно спустя многие и многие годы, и главное — не упустить ее вновь, удержать наперекор жизни и обстоятельствам. «Цветы осени» — один из лучших романов Ариэль Бюто, которую недаром называют современной Франсуазой Саган.

5. Кадзуо Исигуро. «Погребенный великан».
Каждое произведение Кадзуо Исигуро — событие в мировой литературе. Его романы переведены более чем на сорок языков. Тиражи книг «Остаток дня» и «Не отпускай меня» составили свыше миллиона экземпляров. «Погребенный великан» — роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в Средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие — они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное — о людях, о том, как все мы по большому счету одиноки.

6. Габриэль Гарсиа Маркес. «Полковнику никто не пишет».
Габриэль Гарсиа Маркес – величайший писатель ХХ века, лауреат Нобелевской премии, автор всемирно известных романов «Сто лет одиночества», «Любовь во время чумы» и «Осень патриарха».
Прежде чем опубликовать эту повесть, Габриэль Гарсиа Маркес переписывал ее не меньше десяти раз, но результат того стоил: по емкости и силе она не имеет себе равных во всей латиноамериканской прозе. В одной из стран Латинской Америки в очередной раз сменилась власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния – а в маленьком провинциальном городке герой давно минувшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит полунищенское существование… Простая история о стойкости и чести в мире всеобщего равнодушия и произвола.

7. Джоджо Мойес. «Танцующая с лошадьми».
Сара — четырнадцатилетняя внучка Анри Лашапаля, в прошлом очень талантливого наездника. Когда-то Анри желал ощутить себя «человеком с крыльями». И вот теперь дед помогает девочке освоить классическую езду, он хочет, чтобы Сара бросила вызов силам притяжения. Но неожиданно приходит беда, и Саре приходится уже в одиночку постоять за себя…
У Наташи Макколи, адвоката, защищающего права детей, черная полоса в жизни. Ей приходится делить дом с бывшим мужем, все ее дела идут хуже некуда. Как-то вечером, не желая оставаться с бывшим мужем под одной крышей, Наташа едет в супермаркет и там случайно встречается с Сарой. Она решает забрать девочку к себе, не представляя, что у Сары есть секрет, который способен изменить их жизни навсегда…

8. Анджела Нанетти. «Мой дедушка был вишней».
Вишневое дерево по имени Феличе было посажено в честь рождения дочери и росло вместе с ней. И оно стало героем детских воспоминаний ее сына: его другом в играх, местом познания и приключений, символом непрерывности жизни. Главный герой этой книги — дедушка, который со своей энергией, чувством свободы и способностью слышать дыхание дерева, кажется немного «странным». И так же легко, как дышит дерево, автор книги касается таких тем, как страдание и смерть близких, и искренне верит, что «человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него». Книга «Мой дедушка был вишней» вошла в список выдающихся книг для детей «Белые вороны», составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой, была отмечена премиями в Италии, Германии и Франции, а автор ее, Анджела Нанетти, была номинирована на главную премию в детской литературе — премию Г. Х. Андерсена.Для младшего и среднего школьного возраста.

9. Повесть Э.Хемингуэя «Старик и море», за которую автор получил в 1954 году Нобелевскую премию, уже давно стала современной классикой. История рыбака Сантьяго — это история нелегкого пути человека на земле, каждый день ведущего борьбу за жизнь и вместе с тем стремящегося сосуществовать в гармонии и согласии с миром, осознающего себя не одиночкой, как было в предыдущих произведениях писателя, а частицей огромного и прекрасного мира.
Повесть «Старик и море» принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию, а также сыграла роль в присуждении ему звания нобелевского лауреата. Этот щемящий рассказ о мужестве и одиночестве в противостоянии безжалостной судьбе по-прежнему невозможно читать без слез.


Подготовила зав. сектором
художественной литературы Е. Е. Герасименко.