«Мудрое чудо русских сказок»

К 195-летию со дня рождения А. Н. Афанасьева в БИЦ имени М. В. Ломоносова прошел Литературный час «Мудрое чудо русских сказок».

Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные.
Вы ведь знаете их множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
Сказки – это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
Так их и называют теперь – «Сказки Афанасьева». Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.

«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев». Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку?..», посвященной Афанасьеву, В. Порудоминский.
Благодаря труду великого собирателя сказок, мифов, легенд и фольклора Александра Афанасьева мы с детства знакомы с такими замечательными поучительными произведениями, как «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Жар-птица и Василиса-царевна». Поистине ценное наследие оставил после себя талантливый фольклорист и ученый.

Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.
Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.
В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.
Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата он переехал в Москву.
В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.
Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.
Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.
Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.
Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте он проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.
Работа в архиве делала ученого счастливым, ему удавалось раскрываться творчески. Эти годы были плодотворными для Александра, в то время он сочинил значительную часть своих многочисленных трудов. Статьи автора были опубликованы в журналах и специализированных научных сборниках. Однако на многие его работы повлияло «роковое действие цензуры», как утверждал сам Афанасьев.
В 50-е годы автор уделял большое внимание истории отечественной литературы. Он сочинял и заметки о русских произведениях 19-го века, и статьи о сатире 18-го века. На протяжении 2-х лет (1859-1860) занимал должность библиографа и параллельно публиковался в журнале под названием «Библиографические записки».
Биография Афанасьева полна разнообразных проектов, однако делом всей своей жизни он считал собирательство славянской мифологии, легенд, детских сказок и мифов, которые объединял в тематические сборники. Если научные работы Александра Николаевича со временем лишились хотя бы какой-то ценности, то собрания сочинений с русским творчеством являются гордостью нации и по сей день.

Александр Афанасьев использовал тот же метод, что и иные фольклористы – возводил фольклор к первобытным мифам. Примерами его применения являются статьи под названием «Ведун и Ведьма», «Дедушка-домовой», которые позже стали частью внушительного трехтомника под названием «Поэтические воззрения славян на природу». В 1951-м он начал готовить к выходу сборник заветных сказок. За 3 года библиография ученого пополнилась 8 сборниками, озаглавленными «Русские народные сказки».

Перед самой своей смертью Александр Николаевич выпустил специальный сборник «Русские детские сказки», предназначенный для домашнего чтения. Издание книги – последний момент, по-настоящему порадовавший Афанасьева. 23 октября 1871 года в возрасте 45 лет фольклорист скончался. Причиной смерти стала чахотка. Его гибель практически не освещали в СМИ. Тело Афанасьева покоится на Пятницком кладбище в Москве, на могиле размещен портрет талантливого ученого.
Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного фольклориста продолжает жить.
А.Н. Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры – своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».