Выпуск комбайнов

В рамках проекта виртуальная краеведческая фотогалерея «ФотоРакурс»: по следам неопубликованных фотографий», над которым работает БИЦ имени М.В. Ломоносова, мы предлагаем вашему вниманию уникальную фотографию из фонда Государственного архива Ростовской области — выпуск комбайна завода «Ростсельмаш», датированную 1986 годом.

Сегодня немного про историю. Днем рождения РСМ считается 21 июля 1921 года. Тогда первые цеха начали выпускать плуги, сеялки и другие сельскохозяйственные орудия. Первый российский прицепной комбайн «Колхоз» был выпущен в 1930 году. Первый комбайн вышел из ворот завода Ростсельмаш 30 июня 1930 года. Для молодой советской республики, переживающей первую пятилетку, это было огромное достижение, и по нынешним меркам это была сложная и но довольно громоздкая конструкция. Сам комбайн был прицепной, жатка располагалась справа, выгрузка производилась слева. Впереди самой установки ехал трактор уже по убранному полю. Назвали его просто — «Колхоз»

Параллельно шла доработка модели и в 1931 году появился первый комбайн «Сталинец-1». Конструкция была похожей, но помимо зерновых, он так же мог убирать подсолнечник, кукурузу, просо, что так же было прорывной технологией для своего времени. На первых же полевых работах «Сталинец-1» выполнил объем работы как 3300 человек. В 1937 комбайн взял «Gran Prix» на всемирной выставке в Париже.

Модель была настолько удачная, что выпускалась вплоть до Великой Отечественной Войны и два года после нее. В 1947 году появился новый серийный комбайн Сталинец-6 с большей жаткой, и имевший более высокую пропускную способность молотилки.



После войны много сил было потрачено на восстановление завода в Ростове-на-Дону. В какой-то момент руководство страны решило, что промышленные предприятия должны получить узкую специализацию. Хватит выпускать всё подряд и одно и то же разными заводами. 

Несмотря на то, что следующим серийным комбайном Ростсельмаша стал РСМ-8, выпускался он всего чуть больше года. Эра прицепных уборочных машин заканчивалась и на первый план выходили самоходные машины. В 1958 году на заводе в Ростове начался выпуск новых комбайнов  СК-3 (самоходный комбайн 3).

  Уже спустя 4 года на свет появился новый СК-4. Производительность увеличилась сразу на 25%.  Модель была настолько удачная, что получила сразу несколько престижных наград на различных международных выставках.

  В 1973 году Ростсельмаш перешел на выпуск комбайна СК 5 Нива, который стал самым массовым за историю завода. Модель оказалась настолько востребованной, что выпускалась вплоть до 2017 года с различными доработками, а для небольших хозяйств это был и вовсе единственный вариант получить недорогой и приличный комбайн и при этом новый.

В 1986 году на смену серии СК пришли новые Доны, которые которые по характеристикам сильно превзошли все советские комбайны. Даже на мировом рынке мало кто мог тягаться с новым Дон-1500 по характеристикам и производительности. Несмотря на то, что они уже не выпускаются 10 лет, их можно встретить во многих хозяйствах  нашей страны и ближнего СНГ.  

 Тогда же в 1986 году вышла и облегченная версия Дон-1200, который должен был заменить Ниву, но ввиду высокого спроса на нее, СК-5 так и не сняли с производства.    Следующего обновления линейки пришлось ждать 20 лет.

В 2006 году вышли Acros 530 и Vector 410 с абсолютно новым дизайном и кузовом. Так же и характеристики были намного лучше, чем у своих предшественников и не только в цифрах, сама компоновка кузова и оснащение кабины отвечали всем современным требованиям.  Самым мощным в линейке новых комбайнов стал роторный комбайн Torum 740. Новый модельный ряд был как глоток свежего воздуха для всей российской промышленности, ведь на протяжении долгого времени в России выпускалось крайне мало конкурентноспособной продукции. Новые комбайны быстро завоевали российский рынок, доведя долю Ростсельмаша на нем до 70%.  В 2015 году линейка начала обновляться. Старые модели практически до конца раскрыли свой потенциал и требовалось более качественное обновление, чем просто модернизация. В 2017 году в серию пошел первый RSM 161.  В том же году наконец вышла долгожданная замена для СК-5, комбайн 3-го класса Nova S 300. Это была  самая бюджетная машина в модельном ряде завода.

Дорогие друзья! Приглашаем Вас посетить библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7 А), где можно познакомиться с книгами по истории Донского края.