Маленькие жители большой планеты

Первый день лета – главный праздник для большинства детей. Они радуются началу каникул, грядущему трехмесячному отдыху и прекрасной погоде. Но не все могут радоваться подобным событиям. В мире живут миллионы детей, страдающих из-за проблем со здоровьем, домашнего насилия и прочей социальной несправедливости. 1 июня отмечается День защиты детей – особый праздник, призванный напомнить о детях, нуждающихся в помощи.

Символика Главный символ праздника – зелёный флаг с изображением Земли и разноцветных детей (что символизирует разные национальности). Изображенные на флаге фигурки тянутся друг к другу руками, что должно символизировать единство всего мира в решении проблем, связанных с неблагополучным детством.

Час интересной информации «Международный день защиты детей», подготовленный зав. БИЦ имени М.В. Ломоносова Эсауловой Е.Ю. познакомит с историей и традицией праздника.

Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жизнь и воспитавшие его.

Детям нужна семья. Они не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. Таким образом, общаясь с ним на равных, с уважением и любовью, познавая вместе с ним мир, родители передают ему в процессе жизни свой багаж мудрости, учат мудрому общению с миром на собственном опыте. Своего рода «воспитание» переходит в процесс беседы о жизни, а уж принимает ребёнок ваш опыт или нет, это его дело, его жизнь.

Влияние, которое оказывают оба родителя на ребенка, всегда играет крайне важную роль. Именно родители дают направление развития своего чада, и ответственны за то, каким он станет во взрослой жизни.  Они передают ему свои знания, принципы, каждый со своей точки зрения и положения учит тому, как необходимо вести себя в этой жизни. То, что дает детям семья, что закладывает в них с самого раннего возраста, будет определять их судьбу в дальнейшем и последующее взаимодействие уже с их собственными детьми.

Пример родительского поведения, поддержка в трудную минуту, радость успехам, создадут ощущение дома, ведь это именно то, для чего нужна детям семья.

Заведующая сектором детской литературы Беляева Е.Н. предлагает послушать рассказ Г. Остера «Домашние и одичавшие взрослые». В этой замечательной книге собраны остроумные и озорные советы знаменитого и всеми любимого автора: как выжить среди родственников, как научиться выходить из сложных ситуаций, как извлечь пользу из бабушек, дедушек и других членов своей семьи, а также много других, не менее ценных рекомендаций.

Семейные ценности и традиции воспитываются в наших детях с самого рождения. Важное значение для детского восприятия того или иного семейного праздника, например, играет непосредственное участие в его подготовке, а не стороннее наблюдение. Ведь подготовка к важному событию и создание праздничной атмосферы – это тоже приятная традиция. А совместное семейное творчество — это ещё одна добрая традиция. Когда ребёнок вместе с мамой или папой делают своими руками поделку в детский сад, в школу или в подарок бабушке или просто для украшения стола или просто для настроения! К тому же это прекрасная возможность научить ребёнка чему-то новому и интересному, да и просто весело и приятно провести время в кругу самых любимых людей.

Час семейного творчества «Твори с ребёнком», подготовленный зав.сектором отраслевой литературы БИЦ имени М.В. Ломоносова Титовой О.Г. продолжает день информации.

В фонде библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова представлена тематическая выставка «Твори с ребёнком«, которая поможет родителям вместе с детьми сделать чудесные поделки.

Ведущий библиотекарь Березовская Е.А. подготовила мастер-класс по совместному творчеству с ребенком:

Правовой час «Права и обязанности ребенка», подготовлен ведущим библиотекарем Березовской Е.А.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Конвенция о правах ребенка (КПР) была принята в 1989 году на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Эстония присоединилась к Конвенции в 1991 году. Принципы Конвенции о правах ребенка также соблюдает принятый Закон об охране детства.
В Конвенции о правах ребенка перечислены признанные на международном уровне права ребенка. Утверждением Конвенции о правах ребенка соответствующие учреждения пытались подчеркнуть тот факт, о котором взрослые склонны забывать: ребенок – это тоже человек со всеми сопутствующими правами, как у взрослых. Конвенция о правах ребенка рассматривает ребенка в качестве субъекта права, т.е. владельца прав. Это означает, что ребенок – это индивид, который имеет права человека, и ни у кого нет права собственности на ребенка, даже у родителей.

Права ребенка – это права человека. Это права, которые действуют для всех, независимо от возраста, пола, национальности и прочих признаков. Таким образом, ребенок во многом имеет те же самые права, что и взрослый. Когда мы говорим о правах ребенка, то подразумеваем человеческие права ребенка.
Дети разного возраста и пола имеют различные интересы и потребности. Несмотря на различия, они имеют одни и те же права. Все они имеют право на равное обращение. Все дети имеют одинаковые права.
Помимо прав, дети также имеют обязанности, как и все взрослые члены общества. Право ребенка заканчивается там, где начинается право другого ребенка или право взрослого. Это означает, что права имеют границы, и ребенок должен учитывать права других детей и взрослых при осуществлении собственных прав. Права и обязанности идут рука об руку.
Ребенок имеет право на образование, однако в то же время он обязан посещать школу. Ребенок имеет право на охрану здоровья, однако при этом он также обязан беречь собственное здоровье. Ребенок имеет свободу слова, однако при осуществлении права на свободу слова он должен уважать права других детей и взрослых, и прежде всего, право на защиту чести и достоинства.
Конвенция о правах ребенка предоставляет ребенку право самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Это означает, что по мере развития ребенка также будет возрастать его право на принятие самостоятельных решений и объем ответственности. До тех пор, пока ребенок не будет способен осуществлять свои права самостоятельно, за него это будут делать его родители или опекуны. При этом всегда следует исходить из интересов ребенка.
Поскольку дети не всегда в состоянии самостоятельно постоять за свои права и интересы, они нуждаются в помощи и защите взрослых. Ребенка следует защищать от психического и физического насилия, несправедливости, безнадзорности, использования, сексуального злоупотребления и прочих опасностей. Помимо защиты, взрослые также должны обеспечить ребенку всё необходимое для жизни и создать подходящие условия для развития способностей и интересов ребенка.
Основой окружающей среды, в которой все люди считаются друг с другом, является взаимное уважение и почет. Дети должны уважать взрослых (родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, учителей и т.д.) и других детей, так же, как и взрослые должны уважать детей и других взрослых. Уважение по отношению друг к другу и принятие во внимание пожеланий окружающих нас людей – это одна из наиболее важных предпосылок для сосуществования различных членов общества.
В Конвенции о правах ребенка перечислены четыре общих основных принципа: запрет на неравное обращение, наилучшее обеспечение интересов ребенка, обеспечение выживания и развития ребенка и уважение к взглядам ребенка. Эти четыре принципа являются основами Конвенции и образуют стандарт общества, доброжелательного к ребенку, при соблюдении которого каждый ребенок сможет гармонично развиваться, реализовывая все свои способности.
• Запрет на неравное обращение. Все дети имеют равные права. С ребенком нельзя обращаться хуже, чем с другими детьми, по причине его пола, происхождения, национальности, расы, состояния здоровья и иной причине.
• Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Одним из основных принципов Конвенции о правах ребенка является постановка интересов ребенка на первое место. Для укрепления общества, дружественного к ребенку, законодатель, правительство, предприниматели, объединения и члены общества должны давать оценку влияния их решений и деятельности на детей. При принятии решений и планировании своей деятельности всегда следует учитывать интересы ребенка. Постановка интересов ребенка на первое место помимо прочего также означает умение выслушать ребенка и принять во внимание его мнение.
• Обеспечение выживания и развития. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Самая основная обязанность родителей – это сделать всё возможное для того, чтобы создать для ребенка такую среду обитания, которая обеспечивала бы его возможностями развития и реализации собственных способностей и навыков. При этом государство должно предложить родителям всевозможную помощь, поддержку и консультирование. Если, несмотря на всестороннюю помощь государства, родители не имеют возможности для обеспечения ребенка необходимыми условиями для развития, государство должно взять на себя это обязательство.
• Уважение к взглядам ребенка. В вопросах, касающихся ребенка, следует выслушать мнение ребенка и принять его во внимание. Данный принцип должен применяться во всех аспектах жизни ребенка.

Права детей в России защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Государство признает детство важным этапом жизни человека. Заведующая сектором детской литературы Беляева Е.Н. предлагает проверить, хорошо ли вы знакомы с нашим законодательством и не ущемляются ли ваши права. Посмотрим внимательно на содержание сказок и проанализируем положение героев:

Здоровье считается одной из фундаментальных ценностей человечества, а здоровье женщины имеет огромное значение для будущего любой нации.
Как сохранить здоровье молодым мамочкам, женщинам, которые готовятся стать матерью, советы для будущих пап и мам от светил медицины, советы для тех, кто хочет правильно питаться, хорошо выглядеть. Что чаще всего обсуждают родители малышей, дошкольников и младших школьников? Детские болезни! Кашель, насморк, температура — вот предметы беспокойства большинства мам и пап. Всех пугают эти грозные аббревиатуры — ОРЗ и ОРВИ, но еще больше пугают маячащие за ними еще более грозные перспективы: отит, бронхит, ангина, пневмония, антибиотики, больница…
Большой выбор книг о здоровье и здоровом образе жизни, о красоте представлен в фонде библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова.
Урок здоровье «Советы мамам», подготовленный зав.сектором отраслевой литературы БИЦ имени М.В. Ломоносова Титовой О.Г. продолжает день информации.

Для юных читателей подготовлен урок здоровья «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»:

Завершает День информации выставка детских рисунков учащихся Первомайского района города Ростова-на-Дону «Любимый город глазами детей»: