«… Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им…»
М. А. Шолохов (Из речи после вручения Нобелевской премии).
11 [24] мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов — наш земляк, писатель мирового значения. К дню рождения писателя мы провели Литературно-этнографический час «Дом, труд и служба донских казаков в романе М. А Шолохова «Тихий Дон»».
Жизнь и быт казачества – это известные и неизвестные страницы в истории России. О казаках писали историки и государственные деятели, поэты и генералы, известнейшие литераторы и никому не известные журналисты. Но освещает эту ярчайшую плеяду всего одно имя. Имя человека, с которым во всём мире связывают понятие – донское казачество. Это автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов.
Четырехтомный роман-эпопея «Тихий Дон» сделал молодого автора известным на всю страну и поставил в один ряд с великими классиками мировой литературы, а его роман – с эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Интерес к «Тихому Дону» с самого момента его появления и до настоящего времени не утихает, о чем говорят те факты, что роман не раз экранизировался, он изучается в школьном и вузовском курсе литературы. Произведение стало визитной карточкой писателя. Роман можно назвать энциклопедией донского казачества. Автор изображает историю этого народа в неспокойное, бурное время с 1912 по 1922 год. Удивительным образом Шолохову удалось отразить своеобразный казачий уклад жизни и быт, а также связать с теми историческими событиями, которые отразились на судьбе казаков. Широкие панорамные картины позволяют читателю составить полное представление о казачестве, его культуре, традициях, духовно-нравственных ценностях.
С самых первых страниц эпопеи автор знакомит нас с историей рода Мелеховых, предков главных героев произведения. Род, семья – священные понятия для каждого казака.
Мелеховы – дружная, работящая семья. На их примере писатель описывает быт казаков. Герои – простые труженики. Они выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, рыбачат на Дону, убирают сено. Каждый их день наполнен трудовыми хлопотами.
От общения, сближения с землей казаки испытывают невероятную радость. Неслучайно Григорий, находясь на войне, скучает по простому крестьянскому труду, по земле.
Донские казаки не только великие труженики, но и воины. Казаки всегда были стволом российской государственности. Они поддерживали существующий в стране порядок. Невозможно представить ни одного казака без шашки и коня, поэтому с раннего детства мальчиков учат держаться в седле, правильно владеть оружием. Молодые казаки любят джигитовку – своеобразную демонстрацию удали. Там и заметил Мирон Григорьевич Коршунов Григория, когда молодой казак взял первый приз. Мужчины-казаки должны проходить воинскую службу — со своим конем, который был для них вроде верного товарища, и всей «справой», в нужное время уезжать в лагерь на сборы. Казачка, провожая мужа на войну или на сборы, подводила ему коня, передавала ему в руки повод, желала скорейшего возвращения обратно. После этого казак прощался с семьей.
С удивительной точностью М.А. Шолохов описывает традиции сватовства, свадебные обряды казаков, все приметы и суеверия, связанные с ними.
Показателем самобытной культуры и одной из характеристик казачества является язык. Желая, чтобы читатель лучше узнал и полюбил его героев, автор повествует о них языком казачества, в которой диалектная лексика соседствует с просторечной. Диалектные слова: баз, майдан, жалмерка, курень, чекмень, гутарить, надышний и другие – используются писателем для описания бытовых сцен, а также в репликах героев.
Казаки – народ религиозный. Уезжая на войну, многие увозили с собой молитвы, передаваемые от поколения к поколению, и верили в их чудодейственную силу. Народ свято чтил праздники Господни, соблюдал посты. Казаки свято соблюдали клятвы и всегда оставались верны данному слову.
Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ. Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые донское казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и неурядиц.
Предлагаем вашему вниманию видео-презентацию «Дом, труд и служба донских казаков в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Материал подготовила заведующая сектором художественной литературы Е. Е. Герасименко.