Советский классик Виктор Титов.

Краеведческий час знакомства

27 марта исполнилось 82 года со дня рождения кинорежиссера Виктора Титова.


Среди известных режиссеров, создавших тот самый советский кинематограф, которого нам сейчас так не хватает, есть одно имя, стоящее как бы особняком… негромкое такое имя, словно шёпотом произнесено… Вместе с тем, если бегло перечислить самые значительные работы этого режиссёра, вполне достаточно, чтобы понять: что-то не так! И не с ним –а с нами! Да, это не С.Ф. Бондарчук и не С.А. Герасимов, и не Г.Н. Данелия. Но всё же, но всё же…
Это имя не на слуху, и многие решат, пожалуй, что с творчеством Виктора Титова не знакомы. Они крепко ошибутся.

И сегодня я предлагаю вспомнить лучшие фильмы Виктора Титова.
«Жизнь Клима Самгина».

Вы только представьте, в каком темпе он работал: фильм «Жизнь Клима Самгина», снимался к 150-летию со дня рождения Горького, – это 14 серий, и каждая серия – это настоящее полноформатное кино. То есть фактически он за три года снял 14 фильмов!

Итак, если говорить о творчестве Максима Горького, то оно многими из нас советскими читателями воспринималось, за крайне редким исключением, как почти досадная «обязаловка»: обязательно к заучиванию наизусть школьниками «Буревестника», который гордо реет. Далее, почти не запомнившийся даже отличникам Челкаш и пьеса «На дне» с «бывшим человеком» Бароном и утешителем Лукой, обязательно сравнивавшимся с толстовским Платоном Каратаевым. «Жизнь Клима Самгина» в школьную программу не входила и практически оказывалась «за бортом» читательских интересов: уж больно неподъёмна и сложна.

Тем и велик оказался Виктор Титов, сумев преподнести телезрителю на удивление интересную экранизацию прямо-таки фонтанирующую актерскими удачами. На главную роль Виктор Титов пригласил не актера, а просто молодого человека, демонстрировавшего на подиуме модную одежду от Зайцева. Это был Андрей Руденский. Режиссёр увидел в этом тонком, сомневающемся, натянутом, как струна, юноше мятущуюся, больную душу и понял, что лучшего Самгина ему не найти. Сейчас Андрей Руденский – довольно востребованный актер.

В сериале не оказалось ни единой проходной роли, сделанной наспех или сделанной методом «штамповки». Даже второстепенные персонажи романа запоминались сразу и навсегда. Можно брать любого актера из этого фильма и просто ставить после его фамилии множество восклицательных знаков! Удивительнейший Алексей Жарков, всей кожей вросший в своего купца Лютова. Только ещё начинавший свой звёздный путь Сергей Колтаков, великолепная Наталья Лапина – практически живая иллюстрация к роману, представить другую Алину Телепнёву теперь просто немыслимо. С такими же превосходными эпитетами можно просто перечислить Джигарханяна, Проскурина, Андрея Харитонова, Гундареву, Калягина…Валентин Иосифович Гафт говорил, что роль белогвардейского офицера, сыгранная им в фильме «Жизнь Клима Самгина», – это его самая удачная и лучшая роль в кино. Он не скрывал, что эта роль была сделана для него Титовым. К тому времени Гафт сыграл не менее ста, наверно, ролей. Среди них были и главные, тогда, как его пребывание на экране в «Самгине» длилось всего несколько минут (это был диалог в купе поезда с Климом Самгиным о судьбах России), и, однако, такая высокая оценка.
Виктору Титову удалось выполнить сложнейшие для экранизаций эпопей подобного масштаба задачи: дать зрителю прочувствовать эпоху! Редчайшее свойство постановок на историческом материале: ты веришь, даже ни секунды не сомневаешься, что всё так и было на самом деле и люди эти жили именно так, и что перед тобой не актеры вовсе , люди того времени и той эпохи! В этих героев можно даже «играть»: ты кто? Туробоев? А Дронов – нет? Или тихонечко признаться самому себе: да, Самгин – это я… После просмотра фильма хочется обратиться к книге и прочитать роман М.Горького.

Следующий фильм, о котором я хотела бы рассказа «Отпуск за свой счёт». Премьера лирической комедии «Отпуск за свой счет» состоялась 1 января 1982 года. Картина очень понравилась телезрителям и принесла популярность 20-летней Ольге Мелиховой.

Фильм снимался на актуальную тему советско-венгерского сотрудничества. Венгрия в то время осуществляла в СССР поставки автобусов марки «Икарус», и это обыграно в сюжете. Главные персонажи Юра и Ласло – инженеры-испытатели, которые должны отправиться из Москвы в Будапешт на «Икарусе». Глубоко провинциальная девушка Катя (Ольга Мелихова) как снег на голову сваливается своему столичному возлюбленному Юре (Игорь Костолевский). Находясь в командировке, Юра много чего наговорил девушке, а Катя, будучи чрезвычайно наивной, не только поверила, но и сочинила им будущую жизнь. Которая должна была начаться с совместного путешествия в Венгрию: Юра — по работе, Катя — по путевке.

Чем же должна была закончиться история о Кате Котовой, в которую оказались в итоге влюблены оба героя? По сценарию она выбирала скромного Ласло. Ведь он сразу полюбил девушку, а не ждал чудесного превращения Золушки в Принцессу, как Юра. Но вмешалась политика – советская воспитательница не могла предпочесть иностранца, даже из дружественной страны. И точка! Правда, финал все равно получился «полуоткрытым».

В фильме замечательно подобраны актеры — Гурченко, Басов, Любовь Полищук, Ширвиндт, Ясулович, Римма Маркова, Ахеджакова. Роль инженера Ласло исполнил Миклош Калочаи. «Это моя первая большая роль в кино. В Венгрии у меня таких проектов еще не было» – вспоминал он. Супруга артиста, Виктория Байза, сыграла Магду, приударившую на вечеринке за Юрой-Костолевским.
Кстати, венгерская версия картины оказалась длиннее советской. Руководство Гостелерадио приказало вырезать сцены, в которых сыграл популярнейший тогда Михаил Боярский. По сюжету он – друг Юры. Но в газете «Правда» как раз вышла разоблачительная статья об артистах, которые стремятся к большим заработкам и везде выступают. Боярский был упомянут и получил наказание.


Следующий фильм Виктора Титова, который мне хотелось бы с вами вспомнить — это «Адам женится на Еве» (1980), по одноименной пьесе Руди Штраля.
В 1981-м году прекрасные актеры Елена Цыплакова и Александр Соловьев сыграли главных героев в комедийной драме «Адам женится на Еве». По сюжету влюблённая пара пришла в ЗАГС зарегистрировать отношения, но, как оказалось, не все так просто. Перед регистрацией они должны были предстать перед судом и доказать, что готовы создать семью.

Что подвигло Руди Штраля написать в 1969-м году необычную пьесу, и почему в конце суд так и не смог решить, достойна ли пара стать законными супругами, неизвестно. Через 11 лет режиссеру Виктору Титову захотелось экранизировать забавное произведение, и мне кажется, это ему великолепно удалось.
В роли Евы актриса Елена Цыплакова очень мила, да и Адам, Александр Соловьев, просто красавец. Адвоката сыграл неотразимый Александр Калягин, а роль прокурора досталась актрисе Татьяне Васильевой. Из трех судей самый известный это Зиновий Гердт. Во второй серии появились экранные друзья Евы – Ольгая Машная и Александр Сирин. Особую атмосферу придаёт фильму прекрасная музыка в исполнении Микаэла Таривердиева.
Фильм умный. Даже мудрый. Однако вот ведь какая штука — когда влюбляешься, то глас разума не слышишь, и только потом понимаешь, что сглупил. С другой стороны — если бы так серьезно задумывались перед походом в ЗАГС, то, возможно, семьи перестали бы создаваться вообще. Но подумать всё равно не мешает.

И, конечно же, фильм — «Здравствуйте, я ваша тётя» (1975) по пьесе Брэндона Томаса «Тётка Чарлея», который стал поистине народным кино. Надо сказать, что за пьесу Виктор Титов решился взяться после того, как её отказались ставить несколько известных режиссёров. И, чтобы пьеса «зазвучала», Титов сам её дописал, усилив и наполнив пустоту оригинала. Далеко не все знают, что и самые любимые крылатые выражения (например, про старого солдата, не знающего слов любви, или про Бразилию и диких обезьян) имеют авторство не Томаса, а Титова. «Комсомольская правда» публиковала десятку популярных «крылатых фраз», которые вошли в нашу жизнь благодаря экрану. Две фразы в этом списке – из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». Это: «Я – тетушка Чарлея из Бразилии, где много диких обезьян» и, конечно: «Я – старый солдат и не знаю слов любви», которые придумал Виктор Титов.

Армен Борисович Джигарханян сравнивал работу Виктора Титова над образами этого фильма (он продумывал каждую интонацию, каждый поворот головы героя) с вышивкой бисером.

То, как Виктор Титов распределил роли, было экспериментом. Тот же Гафт никогда прежде не играл такого эксцентричного героя, как дворецкий Брассет. Джигарханян в роли судьи Кригса – тоже неожиданность. Калягин к тому времени уже сыграл Ленина, был известным драматическим актером, и вдруг – комедия, и этот безработный Бабс Баберлей, он же – псевдотетушка Чарлея.
Бюджет у фильма был более чем скромный, условия, в которых он снимался, комфортными не назовешь, все три месяца съемок только ночные смены: с часу ночи до семи утра. И никто из актёров не жаловался, работали с удовольствием, хотя то, что фильм ожидает такой успех, никто все же не предполагал.


Несколько интересных фактов из жизни нашего Донского режиссёра Виктора Титова.

Он заметил и отобрал на предварительном конкурсе во ВГИК Валентину Теличкину и Татьяну Васильеву. Виктор Титов учился тогда на режиссерском у Михаила Ромма, и мастер поручал своим студентам проводить туры.
Потом Титов снял Васильеву вместе с начинающим Олегом Далем в своей дипломной картине «Солдат и царица» по Андрею Платонову. Творчество Платонова настолько не устраивало тогдашнее Госкино (Титов заканчивал институт кинематографии в 1968г.), что имя крамольного писателя из титров убрали, и лента за стены ВГИКа не выходила.
На фильм «Вальс» о военных событиях ему не утвердили выбранных актрис — ту же Васильеву, Алису Фрейндлих, Ольгу Гобзеву. Фильм на музыку «сомнительного» Альфреда Шнитке был почти закончен, когда руководство «Мосфильма» наложило на него запрет. Правда, потом
«Вальс» неоднократно показывали по телевидению накануне Дня победы.
Илья Олейников и Юрий Стоянов впервые появились на экране в фильме Титова «Анекдоты». Тогда это были еще не популярные авторы и исполнители «Городка», а мало кому известные артисты. Режиссер сказал им: «Вот я сейчас снимаю фильм «Анекдоты», но почему бы и вам не подобрать смешные истории, не экранизировать их на телевидении?».
И Олейников со Стояновым, группой единомышленников предложили ленинградскому телевидению программу «Городок». Потом эту программу приметило и российское телевидение. Так, с легкой руки Титова, зажглись две звезды и появилась полюбившаяся зрителям телепрограмма.
В картине «Ехали в трамвае Ильф и Петров» без ведома постановщика было сделано 12 больших купюр. Ленту собирались уже объявить позорящей «Мосфильм», но спасла Титова рецензия в центральной прессе (критик успел посмотреть еще не вырезанный вариант): работу назвали первой удачной экранизацией Ильфа и Петрова.


Режиссер занял свое почетное место среди так называемых «битых» мастеров отечественного кинематографа. Всю жизнь балансируя на острие ножа, он не переставал удивляться, что ему все еще дают снимать фильмы.
В фонде библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова есть альбом «Наши», который не имеет аналогов среди книг, посвящённых нашему городу, потому что здесь предпринята попытка рассказать о любимом городе, показав людей, с ним связанных. И одна из глав посвящена кинорежиссеру Виктору Титову.