27 марта 2021 года исполнится 140 лет со дня рождения Аркадия Тимофеевича Аверченко. К юбилею писателя сотрудники БИЦ имени М. В. Ломоносова подготовили литературный час «Аркадий Аверченко. Король смеха».
Аркадий Тимофеевич Аверченко, русский писатель, театральный критик и просто «король смеха». Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О. Генри. Книги «Рассказы (Юмористические)», «Зайчики на стене», «Весёлые устрицы», «Круги по воде», «Рассказы для выздоравливающих» и сотрудничество с петербургскими театрами вознесли А. Аверченко на литературный Олимп ещё в 1912 году. Центральной вехой в творческой биографии Аверченко была его работа в журнале «Новый Сатирикон», где появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. Его ценили как Николай II, так и Ленин. И в эмиграции Аверченко, в отличие от многих других писателей, не потерял себя, не голодал, а много работал, выступал с концертами, был успешен. Последние 5 лет своей жизни писатель работал в эмиграции, переезжая из одного города в другой. Константинополь, Париж, София, Белград, Прага. Его последней работой стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный уже после его.
Личность Аверченко всегда была окружена мифами и слухами. Как и многие писатели (и как почти все юмористы), в автобиографических рассказах он искажал многие детали своей биографии. А установить истину было нелегко – в советское время творчество Аверченко на несколько десятилетий оказалось под запретом, старые издания изымались из библиотек, новые не выходили. Только теперь легенды начинают развенчиваться, и образ Аверченко предстает живым и полнокровным.
В 1910 году выходят сборники Аркадия Аверченко «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Веселые устрицы». Последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.
Такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена. Другие сопоставляли его с ранним Чеховым. Н. А. Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала — единственного русского юмориста». И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей.
Аркадий Аверченко не дожил двух недель до 45 лет. Он не сумел выполнить собственное завещание: «…не смотрите на мир так, как будто он — неловкий слуга, не сумевший услужить вам, и поэтому достойный презрения и проклятий! Используйте его получше и умирайте попозже». Впрочем, Аверченко не сумел выполнить только последний пункт – насчет долгой жизни. А вот в остальных преуспел.