Широкая Масленица

Праздничная программа , подготовленная сотрудниками библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова.

Открывает праздничную программу «Широкая масленица» исторический экскурс «Первый блин комом», который проводит зав. БИЦ Эсаулова Е.Ю

Продолжается наша праздничная программа познавательным часом «Гостья наша — дорогая Масленица», который подготовила зав.сектором отраслевой литературы Титова О.Г.

В продолжение познавательного часа предлагаем познакомиться с интересными фактами о Масленице:

1.Масленица – праздник языческий. И в течение масленичной недели нередко можно столкнуться с негативным отношением к праздничным гуляниям и другим атрибутам Масленицы — праздник «не наш» и отмечать его нечего. Но сама православная церковь к таким недовольным не относится: в 17 веке Масленица была официально признана. Более того, некоторые представили православной церкви называют Масленицу подготовкой к Великому Посту, который начинается сразу же по окончании «блинной» недели.

2. Происхождение самого названия праздника – «Масленица» – действительно связано с маслом. Название указывает на молочную продукцию, которую можно есть в этот период времени (в течение Великого поста употреблять молочные продукты строго запрещено).

3. То, за что мы так любимым масленицу – вкусные, пышные блины – никогда не было символом праздника. Блины всегда считались блюдом поминальным, а статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы приняли только в 19 веке по ошибке исследователей культуры.

4. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на самом деле символизирует не столько проводы зимы, сколько жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. Именно поэтому, пепел, который остался от чучела, раскидывали по полям.

5. У Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины – на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами.

6. Блины бывают на молоке и на кефире, тоненькие и толстые, маленькие и большие. Самый большой в истории приготовления этого блюда блин был испечен в Великобритании в 1994 году. А в 2016 году во время празднования Масленицы в Беларуси был установлен похожий рекорд, но с национальным колоритом: под Минском был испечен самый большой драник в мире, диаметр которого составляет более двух метров. Для приготовления рекордсмена понадобилось целых 30 кг картошки!

7. В католических странах существует прямой аналог масленицы – Карнавал, который отмечается также перед Великим постом. Название «Карнавал» образовалось от лат. «carne vale» — «прощай, мясо».

Конечно же, пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах известных русских художников.

Их картины позволяют представить нам, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица».

Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжет этого действа. Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников. Посмотрев видеопрезентацию, вы можете взглянуть на картины Бориса Кустодиева, изображающие масленичные гулянья, а также познакомиться с картинами других художников, в том числе и современных.

Час искусства «Масленица в картинах русских художников», который подготовила главный библиотекарь М.В.Легкодимова продолжает на праздник.

В продолжение праздничной программы предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по Третьяковской галерее, где вы более подробно ознакомитесь с жизнью и творчеством Бориса Кустодиева.

Весёлый праздник Масленица не мог оставить никого равнодушным, ему посвящены многие произведения искусства. Сегодня мы почитаем детские воспоминания Ивана Сергеевича Шмелёва и Василия Акимовича Никифорова-Волгина о Масленице. И.С. Шмелёв — автор многих рассказов, повестей, романов. темы его произведений разнообразны. Но главное в них — внимание к человеку. Писатель умеет находить красоту, поэзию в будничном, бытовом течении жизни. В некоторых своих произведениях , например, в романе «Лето господне», писатель обращается к годам детства, любовно воскрешает в памяти навсегда ушедший быт. По мнению философа, писателя и публициста Ивана Александровича Ильина «Лето господне» — поэма в прозе, поэма праздников и скорбей, в которой Шмелёв создает «в величайшей простоте утончённую и незабываемую ткань русского быта в словах точных, насыщенных и изобразительных». «Лето господне» делится на три части : «Праздники», «Радости», «Скорби». Отрывок «Масленица» — из первой части.

Имя православного писателя Василия Акимовича Никифорова — Волгина до начала 90-х годов 20 века практически не было известно в России, а между тем, он один из ярчайших писателей русского Зарубежья 1920-30гг. Тема духовности определяет содержание его произведений. Светом Православия, воспринимаемого как первооснова жизни, озарены рассказы глубоко верующего автора.

Праздничную программу продолжает литературный час «Масленица в произведениях русского зарубежья», который подготовила зав.сектором художественной литературы Герасименко Е.Е.

Для юных читателей нашего библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова зав.сектором детской литературы Беляева Е.Н. подготовила квилт «Масленичные затеи».

Что же вы узнаете в ходе этого мероприятия, наши юные читатели? Ребята, вы познакомитесь с историей праздника, традициями и  символами. Узнаете пословицы о масленице, в которых содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению. Также вас ждут загадки.

Дорогие друзья! Приглашаем Вас посетить библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7А) и взять книги, в которых описана Масленица, история данного праздника как отраслевые, так и художественные.

(Так, например яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв в повести «Лето Господне», о русском масленичном размахе узнаете  из рассказа А.Чехова «Глупый француз», узнать как матросы праздновали в плавании Масленицу можно из  рассказа Ивана Гончарова  «Фрегат «Паллада», из рассказа Ивана Бунин «Чистый понедельник» можно узнать о жизни московской начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.)