Урок живописи. Гимн женской красоте. К 180-летию художника Огюста Ренуара.

     Пьер Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir, 25 февраля 1841, Лимож – 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) – французский художник, творческими нишами которого были живопись, графика и скульптура. Известен более всего как живописец. О. Ренуар, убеждённый приверженец радостных и визуально красивых полотен, считал, что картина должна делать человека счастливее, быть источником только позитивных чувств и мыслей. Эта идея стала жизненным кредо живописца.

Будущий великий живописец был выходцем из простой семьи портного. Он был шестым ребенком из семи. Вероятно, именно поэтому Ренуар с детства трудился наравне с родителями. Свой первый заработок он принёс в дом в возрасте 13 лет, устроившись в мастерскую по росписи посуды.

Художник создавал портреты, натюрморты, городские и морские пейзажи, жанровые зарисовки и даже ню. До наших дней дошло более 1400 картин Ренуара, 1377 из них написаны в импрессионистской манере. Помимо живописных работ, он некоторое время занимался скульптурой и графикой.

В отличие от других представителей своего направления, Ренуар мало интересовался пленэрами. Его практически не волновала игра света как таковая, все приёмы импрессионистов он воплощал в других работах: в основном это были портреты довольно обеспеченных людей того времени и его близких. Пьер Огюст Ренуар часто повторял, что ничего не смыслит в живописи, его интересуют только женщины, дети и розы. Более того – любые разговоры об искусстве нагоняли на него тоску, а порой и вовсе приводили в бешенство.

Однако он неслучайно считается мастером светского портрета. Художник наделял изображения толикой сентиментальности, вызывающей безапелляционное расположение зрителей. В своих картинах Ренуар показывал человека в неожиданных жизненных ситуациях, при общении с близкими и родными, в единстве с красотой природы. Мастер стремился показать праздничную сторону жизни горожан. На его работах мы видим безмятежные сцены отдыха, пестрых героев, динамичные прогулки, балы с танцами.

Несмотря на то что в разные периоды творчества Ренуар кардинально пересматривал многие свои приёмы, особенностью его письма всегда была эмоциональность, лёгкая мимолетность. Он делал быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению. Именно к этому всегда стремились в своих исканиях импрессионисты.

Ранний период творчества Ренуара связан с усердными поисками жанра и стиля. Его учителем в Школе изящных искусств, куда молодой человек пришёл после закрытия мастерской росписи посуды, был Марк Габриэль Шарль Глейр. Юный художник много экспериментировал и в итоге был захвачен новым направлением живописи – импрессионизмом.

Уже в этот период он не ограничивался одним жанром и создал портрет «Мать художника» (The Artist`s Mother, 1860), картину «Возвращение лодочной вечеринки» (The Return of the Boating Party, 1862) и цветочный натюрморт «Корона из роз» (Crown of Roses, 1858). Их отличают воздушность и эмоциональность передачи, но пока ещё неуверенность воплощения. В картинах чувствуются налёт навязанной академической школы и непреодолимое желание выйти за границы принятого.

Первой успешной работой Ренуара, высоко оцененной на Салоне, стал портрет его возлюбленной «Лиза с зонтиком» (Lise with Umbrella, 1867). Строгое изображение молодой девушки в белом платье ненадолго стало визитной карточкой живописца. Картина «Лиза с зонтиком» по праву считается первым шедевром молодого Ренуара, сочетающим в себе жанры пейзажа и портрета. Лиза Трео, изображенная на полноразмерном холсте, стала излюбленной моделью художника с момента их знакомства в 1865 году и до ее замужества в 1872 году. Ренуар представляет свою возлюбленную в виде модно одетой парижанки на фоне группы деревьев в лесу Фонтенбло. Платье из белого муслина соответствует дресс-коду современников, подходящему для прогулок на открытом воздухе. Высокий воротник и длинные рукава на платье служили хорошей защитой от солнечных лучей и демонстрировали нравственность девушки одновременно. Ренуар тщательно воспроизводит изысканные детали гардероба: черные ленты на декольте и рукавах, маленькую соломенную шляпу, укрытую сверху вуалью и алыми лентами, соответствующими по цвету декоративным серьгам, а также черный кружевной зонтик с ручкой из слоновой кости и белой подкладкой. В знак любви художник проставил свои инициалы на могучем стволе дерева на заднем плане. В это время в технике Ренуара все еще прослеживается влияние Гюстава Курбе, однако молодой художник продолжает развивать свой уникальный стиль живописи с фильтрованным светом, к которому он вернется в «Качелях» и «Бале в Мулен де ла Галетт». 

«Я еще не умел ходить, а уже любил женщин», – говорил Огюст Ренуар. Он считал, что именно женщины приносят в мир красоту и радость, а эти два явления – главнейшие в искусстве: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».

В период с 1874 по 1882 год из-под руки художника выходят, пожалуй, сильнейшие его произведения: «Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее» (Camille Monet And Her Son Jean In The Garden At Argenteuil, 1874), «Розовый и синий» (Pink and Blue, 1881) и «Бал в Мулен де ла Галетт» (Dance at the Moulin de la Galette, 1876). Кстати, уменьшенная копия последней стала самой дорогой картиной Ренуара. Она была продана в 1990 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 78 миллионов долларов.

История создания художником картины «Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее» такова, что в течение лета 1874 года Ренуар проводил много времени в гостях у семьи Моне в Аржантей, в то же время там находился и Эдуард Мане. Оба художника выбирают одинаковый сюжет для своих картин, представляя Камиллу Моне и ее сына Жана в саду. Мане ориентирован на тему семьи, любви, заботы, Ренуар же сосредоточен на жене своего друга и ребенке. Две работы обладают поразительным соответствием, что проявляется в позе женщины, которая подпирает голову рукой, форме шляпки с цветами и лентами, густой зелени травы, в смешной позе ребенка. Мягкими размытыми мазками Ренуар передает приятное настроение, его работа более светлая и жизнерадостная. Живопись Мане немного холодная и более представительная. Ренуар своей спонтанной манерой письма зафиксировал мимолетность сцены, наполнив ее жизнью. Небрежность, с которой окрашены холст, тонкий ствол дерева, у которого сидит Камилла, только лучше раскрывает виртуозность обработки образа. Ренуар точно изобразил лицо женщины, хорошо знакомое по многочисленным картинам Моне.

Следом за ним, до начала 1890-х годов длится так называемый «энгровский период» творчества Ренуара. Сам же художник называл его «кислым». Под влиянием работ классиков эпохи Возрождения вкус живописца меняется. Ренуар решительно отказывается от импрессионизма и возвращается к реализму.

В этот период он создаёт ещё одну громкую картину — «Большие купальщицы» (The Great Bathers, 1884—1887), на которой изображены три обнажённые девушки. Линии рисунка на нем стали куда более чёткими, краски утратили яркость, да и другие картины словно бы стали «холоднее».

Следующее десятилетие творчества Ренуара принято называть «перламутровым периодом». Это имя он получил благодаря тому, что в живописной манере художника появилась склонность к переливчатым цветам. Наиболее характерны для этого времени работы «Яблоки и цветы» (Apples and flowers, 1895-1896) и «Женщина, играющая на гитаре» (Woman playing the guitar, 1896). На данном этапе художника особенно интересовали полотна Вермеера и Рембрандта.

Заключительный период творчества Ренуара принято называть «красным». И в этом случае не стоит искать скрытые смыслы: просто художник стал отдавать предпочтение тёплым красным и розовым оттенкам. Именно в это время он страдал то от одной болезни, то от другой и в результате оказался прикован к постели и рисовать мог лишь с большим трудом сжимая кисть ослабевшими пальцами.

Всю свою жизнь Пьер Огюст Ренуар отшучивался, что ничего не смыслит в живописи. За несколько часов до своей смерти он попросил дать ему кисть, краски и новую палитру, чтобы написать натюрморт с собранного для него букета. Его последними словами было:

«Кажется, я начинаю в этом что-то понимать»

Особенности творчества художника Пьера Огюста Ренуара: эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, Ренуар решал в масштабных многофигурных картинах и в камерных семейных портретах. Постоянно отыскивая художественную истину, он в разные периоды жизни кардинально меняет манеру письма и пробует новые колористические решения: то сосредотачивается на четкости рисунка, то отказывается от светлой палитры в пользу насыщенно красной или многоголосой черной.

Пьер Огюст Ренуар никогда не связывал себя художественными принципами – он писал то, что хотел, и так, как хотел. Он смело менял палитру, сокращая количество цветов и, строя колористическое впечатление на контрастах, в какое-то время он отказался от импрессионистических фигур, сливающихся и растворяющихся в окружающем мире и начал писать графически точные контуры, заполненные ровным красочным слоем, для некоторых работ использовал всего две краски. Он принял участие всего лишь в четырех выставках импрессионистов из восьми, а в чистой импрессионистической манере работал от силы лет 10. Он всегда был больше стилей и теорий.

Подробно с биографией и творчеством художника можно ознакомиться в фонде БИЦ имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7а).

Здесь представлены такие книги как:

  1. Огюст Ренуар/[сост.М.О.Журавлева] – М.: РИПОЛ классик, 2018 г.- 40 с..: ил. –
  2. Огюст Ренуар. Л.Байрамова – М.: Издательство «Белый город», 2008 г.  – 48 с.:ил.
  3. Анри Перрюшо.Жизнь Ренуара – М.:Радуга, 1986 г. – 334 с.

Исполнитель Березовская Е.А. —  вед. библиотекарь БИЦ имени М.В.Ломоносова