«Наука ненависти и любви Михаила Шолохова»

21 февраля — день смерти лауреата Нобелевской премии, писателя Михаила Шолохова.

Предлагаем вашему вниманию Час памяти  «Наука ненависти и любви Михаила Шолохова». Вспомним произведения писателя, посвящённые людям, прошедшим Великую Отечественную войну.

Первый день войны застал М.А. Шолохова за столом. Писатель трудился над второй книгой «Поднятой целины», на очереди был также замысел новой книги о сельской интеллигенции. Пришлось все это прервать, в полдень 22 июня 1941 г. Шолохов выступил на митинге перед жителями станицы Вешенской с призывом к беспощадной борьбе с фашистскими агрессорами. На второй день войны Шолохов телеграммой известил наркома обороны о том, что передает в Фонд обороны Государственную премию, присужденную ему за роман «Тихий Дон», и что «в любой момент готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». В июле 1941 года Шолохов, полковой комиссар за­паса, был призван в армию, направлен на фронт, ра­ботал в Совинформбюро, был специальным коррес­пондентом «Правды» и «Красной звезды», участво­вал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. В январе 1942-го полу­чил серьезную контузию при неудачной посадке са­молета на аэродроме в Куйбышеве, которая давала о себе знать на протяжении всей жизни

С первых дней Великой Отечественной войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку со злейшим врагом всего человече­ства — германским фашизмом. В эти годы он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину».

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова «На­ука ненависти» (1942), в котором создан образ участника войны лейтенанта Герасимова. В нем воплощены луч­шие черты воюющего советского народа.

Рассказ заканчивается словами главного героя о нена­висти и любви: «И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как вражда, все чувства отлично оттачиваются».

Уже во время войны, когда в литературе господст­вовала малая проза, оперативно откликавшаяся на стремительно менявшуюся обстановку в стране, Шо­лохов начал работу над романом, в котором наме­ревался дать широкий охват военных событий. В 1943—1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» печатаются первые главы этого романа, получившего название «Они сражались за Родину». Уже после войны, в 1949 году, Шолохов публикует его продол­жение.

«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта ситуация пока­зала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, кото­рые так возвысили его в эту войну»,— так характеризует писатель задачи, которые он поставил, создавая роман «Они сражались за Родину».

Шолохов изображает тот период войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Стрельцов, Лопахин, Звягинцев и их боевые товарищи испытывают горечь пора­жений, стыд перед советскими людьми, остающимися на оккупированной территории. Временные неудачи Красной Армии не сломили силу духа героев романа. Писатель показал, что в самые горькие дни отступления советские воины не утратили веру в победу советского строя над фашизмом.

Одно из лучших произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека» — создан писателем, когда прошло свыше десяти лет после окончания Великой Отечественной войны (опубликован в начале 1957 года). В центре рас­сказа образ рядового защитника Родины Андрея Соколова.

В Андрее Соколове сосредоточены лучшие черты ха­рактера русского человека. Его героизм, лишенный внеш­него блеска, составляет органическое свойство его натуры. Андрей Соколов всегда и везде чувствует себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым источником его силы.

«Судьба человека» — это рассказ в рассказе. По­вествование рассказчика обрамляется авторским зачином и краткой концовкой. Авторский зачин носит черты эпиче­ского повествования, а концовка является своеобразным лирическим отступлением, в котором автор выражает кров­ную связь с судьбой своих героев.

Трагедия Соколова близка и понятна сердцу каждого советского человека. На его судьбе Шолохов показал судьбу народа, пережившего все ужасы войны. Велики духовные силы советского человека. Пройдя все ужасы фашистского плена, потеряв семью, не пал духом Андрей Соколов, не окаменело его сердце, не заслонило его личное горе трагедию народа.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны.

Об этих трёх замечательных трагических произведениях наша видео-презентация.