Военная судьба родного города

Сотрудниками нашего библиотечно-информационного центра имени М.В. Ломоносова второй год поисковая ведется работа с Государственным архивом Ростовской области,в той ее части, где сохранились нигде ранее неопубликованные фотографии, свидетельствующие о важных событиях в городе Ростове-на-Дону и Ростовской области.

В преддверии 14 февраля — дня освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков, мы предлагаем вспомнить о тех событиях и познакомиться с некоторыми фотографиями, имеющих отношение к историческим событиям в г. Ростове-на-Дону во время Великой Отечественной войны.

14 февраля 2021 года мы отмечаем 78-ю годовщину окончательного освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Наш город самый крупный из городов РСФСР, который дважды попадал в немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны.   

Подробности боев за Ростов впервые обнародовала газета «Красная звезда» в 1943 году.  В номере за 16 февраля была опубликована обширная корреспонденция спецкора издания подполковника Л. Высокоостровского. Именно из этой публикации страна узнала, как войска Красной Армии выбивали врага из города.

Немцы тщательно готовились к предстоящему наступлению советских войск, писало издание «Красной звезды». Еще в январе 1943 года эсэсовцы провели облавы на базарах и в квартирах, собрав почти все население города на непредвиденные срочные работы. Многих взяли на Центральном рынке, когда ничего не подозревающие жители покупали продукты. Фашисты забирали даже детей. Всех сразу же везли на окраины города рыть окопы и натягивать проволоку.

С целью разгрома немецко-фашистских войск на Дону и освобождения Ростова, с 1 января 1943 года проведена Ростовская наступательная операция. Преодолевая ожесточенное сопротивление противника и отражая его контратаки, к середине января войска фронта вышли на рубеж Северский Донец, Дон, Веселый, Целина, где разгорелись ожесточенные и затяжные бои.

Освобождение Ростова от немецкой оккупации, можно сказать, началось 8 февраля 1943 года. В этот день войска 28-й армии под командованием генерала Герасименко вошли в Батайск. Три стрелковые бригады освободили южную часть города, а затем началось наступление на Ростов.

В ночь на 9 февраля 11-я гвардейская казачья кавалерийская Донская дивизия под командованием генерала С.И. Горшкова преодолела реку Мёртвый Донец и стремительно ворвалась в пригород Ростова, в станицу Нижне-Гниловскую, и удержала её до прихода стрелковых частей.

Сломив сопротивление противника, войска фронта 7 февраля освободили города Батайск и Азов, 12 февраля — Шахты, 13 февраля — Новочеркасск. 126-я и 87-я стрелковые дивизии 51-й армии трое суток вели бои в районе станиц Аксайской и Александровской, а утром 14 февраля вошли в город.

Бои за город Ростов-на-Дону длились несколько дней. Засевшие в городе гитлеровцы оказались почти в полном окружении. Когда Красная Армия подошла к городу, немцы взорвали железнодорожный мост через Дон, мосты со стороны Буденновского проспекта, на 29-й линии в Нахичевани, чтобы помешать переправе наших войск.

Советские войска, форсировав Дон неподалеку от здания речного вокзала, а точнее, части Южного фронта ворвались на южные окраины Ростова. Наши солдаты захватили несколько улиц и, что очень важно, главный железнодорожный вокзал. Это позволило закрепиться на позициях и усилить натиск на врага.

Выбив немцев с Буденновского проспекта, наступающие стали продвигаться к Ворошиловскому проспекту. Немцы яростно сопротивлялись. Упорные бои развернулись на Тургеневской улице, возле старого базара и в переулке Семашко (там, где сейчас расположен вход в Центральный рынок).

По словам очевидцев, сражения на улицах Ростова по накалу напоминали Сталинград. Вот почему быстро подавить сопротивление противника не удавалось. Уличные баталии затянулись.

 Боевые операции наземных войск прикрывала авиация 8-й воздушной армии под командованием генерала Т.Т. Хрюкина. В результате ростовской наступательной операции советские войска продвинулись на 300-450 километров, освободили большую часть Ростовской области и 18 февраля перешли к обороне на рубеже реки Миус.

14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего отступления Вермахта на южном участке Восточного фронта, Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Первым об освобождении донской столицы сообщил знаменитый диктор Юрий Левитан, зачитавший 14 февраля 1943 года сводку Совинформбюро. В ней говорилось: «Войска Южного фронта под командованием генерал-полковника тов. Малиновского в течение нескольких дней вели ожесточенные бои за город Ростов-на-Дону. Сегодня, 14 февраля, сломив упорное сопротивление противника, наши войска овладели городом Ростов-на-Дону. Освобождение Ростова 14 февраля 1943 года отрезало пути отхода северокавказской группировке врага в Донбасс, тем самым возвращало стране промышленный и хлебный районы, облегчало борьбу с оккупантами в Донбассе.

1-я фотография из фонда Государственного архива Ростовской области — это фотография взорванного железнодорожного моста  через реку Дон.

В 1917 году в Ростове открылся новый разводной железнодорожный мост через Дон, воплотивший в себе последние достижения инженерной мысли — двухпутный, трёхпролетный, вертикально подъёмной конструкции. Он заметно улучшил условия плавания крупнотоннажных судов в нижнем течении реки, увеличил пропускные способности железной дороги в южном направлении.

 (В 1912 году приступили к сооружению нового разводного моста по проекту Станислава Игнатьевича Белзецкого, «состоящего для особых поручений при правлении, инженера путей сообщения, профессора, коллежского советника». В числе принимавших участие в проектировании разные источники называют имена двух знаменитых учёных-мостостроителей — Н. А. Белелюбского и Г. П. Передерия.

При выборе конструкции моста предпочтение отдали вертикально-подъёмной системе, в наименьшей степени стеснявшей водный поток и прилегающую местность. Подъёмная его часть представляла собой ферму пролётом 62 метра и весом 729 тонн, поднимавшуюся за 75 секунд на высоту 38,8 метров с помощью электромоторов и противовесов посредством канатов, составленных из стальных проволок и пеньковой сердцевины, и блоков диаметром 3,5 метра, устроенных на двух высоких башнях. Металлические конструкции для моста были изготовлены в России на Мальцовских заводах, механизм подъёма заказан в Северной Америке. Для надзора за ходом выполнения заказа и приёмки на заводе-изготовителе готовых узлов подъёмного механизма в конце 1915 года из Ростова-на-Дону за океан был командирован инженер П.С. Янушевский, помощник (заместитель) начальника службы тяги Владикавказской дороги (впоследствии — начальник этой службы). Наблюдение за сборкой подъёмника на месте установки осуществлял по договору автор проекта американский инженер Гунтер.

Железнодорожные мосты с разводной частью вертикально-подъёмной конструкции впервые стали строиться в США с конца XIX столетия. Мост через Дон такой конструкции был первым в России и Европе. Ростовские обыватели называли новый мост «американским». Руководили его возведениием инженер путей сообщения К. Н. Симберг и производитель работ В. Д. Солнцев. Раньше Карл Николаевич Симберг участвовал в сооружении перевального Сурамского туннеля в Закавказье, а в 1902-1904 годах руководил строительством туннелей на Кругобайкальской железной дороге. Умер К. Н. Симберг 20 марта 1917 года, считанные месяцы не дожив до официального открытия своего детища.)

Он исправно служил до ноября 1941 года. В первые месяцы Великой Отечественной войны в рекордно короткие сроки был возведён рядом с ним ещё один мост — литерный (строился по особому заданию — литеру), — однопутный, неразводной, загромождавший реку большим числом опор и низким расположением пролётных строений. В то же время сдали в эксплуатацию начатый еще в 1940 году железнодорожный мост через Дон в районе Аксая с веткой длиною 31 км (от станции Аксай через Ольгинскую на Батайск). Оба моста сыграли очень важную роль в осуществлении воинских и эвакуационных перевозок во время боевых действий и бомбёжек в районе Ростова, когда основной разводной мост через Дон был выведен из строя.

Поздней ночью 21 ноября 1941 года, при первом оставлении нашими войсками донской столицы, фугасные заряды разрушили левобережную арочную ферму, которая упала в реку вместе с подъёмной башней и противовесом; был повреждён южный конец подъёмной фермы, упавшей с быка и задержавшейся на нём своим верхним поясом; частично повреждены или обрушились быки, устой и железобетонные пролётные балки со стороны Батайска; небольшие повреждения получила и северная арочная ферма. Той же ночью взорвали и литерный мост.

Через неделю, 29 ноября, когда наши войска первый раз освободили Ростов, нужно было в спешном порядке восстанавливать движение поездов через Дон. Литерный мост исправили уже 5 декабря, но движение между Ростовом и Батайском открылось лишь 9 декабря, после устранения серьёзных повреждений каменного пойменного моста.

2-я фотография из фонда Государственного архива Ростовской области — это фотография «Возвращение населения в город Ростов-на-Дону после освобождения от немецко-фашистских захватчиков«.


3-я фотография из фонда Государственного архива Ростовской области — это фотография «Водружение флага на Ворошиловском проспекте г.Ростова-на-Дону.

Войска, освободившие Ростов-на-Дону, уже вечером 29 ноября получили приветственную телеграмму Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина: «Поздравляю вас с победой над врагом и освобождением Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Приветствую доблестные войска 9-й и 56-й армий во главе с генералами Харитоновым и Ремезовым, водрузившими над Ростовом наше славное советское знамя!» 

4-я фотография из фонда Государственного архива Ростовской области — это фотография «Последний путь».

Из воспоминаний А. Карапетяна : «Наши вошли в город с боями. Смотрю, по-над стенками пригибаются, бегут вдоль забора. Немцы кое-где прятались, отстреливались. Наши поражали эту точку — и дальше. Мы потом бегали, искали живых среди упавших, мороз-то ведь был большой. Собирали трупы убитых солдат и на улицах города, и за Доном. Солдаты лежали замёрзшие в разных позах. Мы громоздили их на санки, перевязывали верёвками и таскали в парк имени Фрунзе. Там были две братские могилы: одна 41-го года, другая -43-го. Там, наверное, похоронены тысячи трупов. Хоронили убитых и в Кировском сквере. Помню лежали две женщины-санитарки. Одной пуля разорвала горло, другой осколок снаряда разворотил всю грудь. Рубашка, гимнастёрка, тело- всё вывернуто. Эти картины стоят перед глазами до сих пор.»

5-я фотография из фонда Государственного архива Ростовской области — это фотография «Воинский госпиталь».

Материал подготовлен: зав. БИЦ имени М.В. Ломоносова Эсауловой Е.Ю. и зав.сектором отраслевой литературы Титовой О.Г.