Этнографический праздник.
Час духовности «От Рождества до Крещения» проводит для Вас заведующий БИЦ Эсаулова Елена Юрьевна.
Рождество Христово и Крещение Господня – два главных православных праздника, которые очень важны для христиан. С ними связано множество обычаев и традиций.
Рождество Христово — один из самых значительных и светлых праздников для миллиардов людей на Земле. Он празднуется в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Родился Спаситель в 5508 году от сотворения мира, как упоминается в Ветхом Завете. Католики отмечают этот праздник 25 декабря, а православные – 7 января (по новому стилю). Для католиков Рождество является более главным праздником, чем Пасха, так как превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир с рождением маленького Иисуса, то есть физическое спасение. Православные христиане ставят на первое место по важности праздник Пасхи, а на второе – Рождество, так как почитают духовное возрождение, то есть воскрешение Христа после смерти и вознесение Его на небо.
Рождество Христово – великий христианский праздник литургического года, входящий в число Господских двунадесятых праздников. Канун Рождества (6 января по новому стилю) называется сочельник, в этот день заканчивается самый строгий 40-дневный пост, во время которого можно было употреблять в пищу только скоромные блюда из круп, из пророщенной пшеницы (сочиво), без масла, овсяный кисель. Для начала трапезы (вечери) ждали появления на небе первой звезды, после этого возносили молитву Господу и начинали кушать. Рождество встречали богато уставленным яствами столом. Праздник был веселым, встречали «колядками» (песнями, плясками), ходили по дворам, в костюмах медведей, козлов, свиней, отпугивающих всех нечистых (считалось, что в ночь на Рождество гуляет нечистая сила, пробует заполучить душу человека), пели хвалебные песни хозяевам домов. Хозяева, к которым заходили колядующие, одаривали их едой, сладостями, подарками.
От Рождества до Крещения — Святки, самые загадочные дни. По погоде в эти дни определяли, каким будет следующий год. Молодые девушки и парни гадали, найдут ли свою вторую половину в этом году или нет, что ожидает их в ближайшее будущее. (дети рассказывают, какие святочные гадания они знают: с зеркалом; со свечой; с бросанием башмачков за ворота и другие). В ночь на Рождество загадывают самое заветное желание, пишут его на листочке, с боем курантов сжигают, высыпают в бокал и выпивают — желание сбудется.
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками — самым любимым и веселым праздником. Эти двенадцать дней — от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю) — в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год (по старому календарю) и до Крещения Господня). «Страшные вечера» считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а также связана с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. В старину русские верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть. Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны. Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. Главная роль «внутри» Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части — «святые вечера» и «страшные вечера», каждая со своими традициями и забавами.
Зимние святки начинались с колядования.
Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,Счастья вам желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог сюда!
На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни.
Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего. А если вы хотите, чтобы в доме всегда царили мир и любовь, тогда говорите друг другу ласковые и нежные слова в течение всей недели. Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием. Незримое присутствие духов среди живых людей в эти святые дни обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время подарков и взаимных угощений!
Вместе с тем, все святочные дни несут в себе христианский свет и доброту православия!
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми с колядками — незамысловатыми песенками. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Закончив петь, колядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу и представляли ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.
В первый день Святок навещали родителей и родных, еще нужно было молиться об усопших, ведь в это время их души рядом с нами, стоять службу в церквях, заказывать панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники. А за праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвертый — заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.
Рассказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье.
Еще Святки — это время любимых зимних забав — катаний на санях и тройках, коньках и лыжах. Время строительства снежных крепостей, игры в снежки. Веселые святочные дни ассоциируются со смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.
Но уже в последние дни Святок народ начинал усердно прорубать проруби в виде креста, чтобы в день Святого Крещения смыть с себя все грехи этих веселых дней!!! Остается добавить, что радует, что в последнее время отмечается интерес к исконным традициям празднования этих замечательных святых дней.
Крещение Господне или Богоявление празднуется православной церковью 19 января по новому стилю. В канун праздника устанавливается строгий пост. Этот праздник является самым древним христианским праздником, установлен со времен апостолов. Первоначально носил название «Епифания» (явление) или «Теофания» (богоявление). Господь приходит в этот день, чтобы пролить над миром свет. «Крестить» (греческое) — «погружать в воду». В Ветхом Завете вода — это жизнь, оплодотворенная животворящим Духом, дает начало всему живому. Но вода может не только порождать, но и помогает уничтожать, смывать все человеческие грехи. Иисус Христос был крещен в реке Иордань. Считается, что после омывания святой водой или купания в проруби на Крещение (такая прорубь называют тоже иордань) человек смывает с себя все грехи, очищается от всего плохого, приходит в мир как бы новым, светлым. В России, особенно в Сибири, в январе, в Крещенскую неделю самые суровые морозы, как их еще называют — «крещенские морозы». Святая вода, набранная и освященная в ночь на Крещение, является лечебной, творящей чудеса исцеления.
В продолжение этнографического праздника зав.сектором отраслевой литературы Титова О.Г. подготовила для Вас час православия «Крещение Господне , в ходе которого познакомит с историей и традицией празднования Крещения Господня, а также расскажет о народных приметами и гадании на Крещение.
Для юных читателей зав.сектором детской литературы Беляева Е.Н. подготовила литературно-историческое путешествие «По мотивам «Евангельских рассказов».
В ходе путешествия Вы узнаете, что первые зимние месяцы на Руси невозможно представить без праздников. Праздники были всегда. Одними из самых почитаемых праздников являются Новый год, Рождество и Крещение. 19 января русская православная церковь отмечает этот праздник, который установлен в память описанного в Новом завете Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в Иордан. Праздник получил название Богоявления.
Знакомство с историей праздников в кругу семьи зав.сектором предлагает с помощью книги Майи Кучерской «Евангельские рассказы» (послушать рассказы «Пастухи приходят к младенцу», «Иоанн Креститель», «Крещение Господне»).
Евангельские истории, ясно и просто пересказанные писателем Майей Кучерской, помогут детям лучше понять и запомнить события, о которых идет речь в Священном писании. Поскольку это не канонический текст, каждый читающий может добавлять к нему свои размышления и подробности. Тогда чтение превратится в беседу – а что может быть важнее для воспитания ребенка, чем умный и серьезный разговор о таких вещах, как вера, совесть, доброта и любовь.
Дорогие друзья! Мы ждем Вас в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова, где представлен большой выбор книг по данной теме.
по адресу г. Ростов-на-Дону
Проспект Сельмаш, 7 А.
Режим работы Пон.-Чет. с 9:00 — 19:00
Выходные дни — пятница, суббота
Воскресенье с 10:00-18:00
Санитарный день: первый понедельник месяца
тел. 8 (863) 221-45-81 добавочный 409