Художник-декабрист

В декабре исполняется 195 лет со дня восстания декабристов. К этой дате предлагаем вашему вниманию исторический портрет «Художник-декабрист Николай Бестужев», Материал подготовлен сотрудником БИЦ имени М. В. Ломоносова.

Добрый день, дорогие друзья!

195 лет назад, 14 (26) декабря 1825 года, состоялась попытка государственного переворота, восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, столице Российской империи. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. В историю это событие вошло как восстание декабристов.

Восстание  декабристов  — трагическая  и  славная  страница  русской истории. Оно вспыхнуло и погасло, как звезда.  Каждое поколение по-своему оценивает и воспринимает подвиг декабристов. Оставим историкам и политикам разбирать причины, итоги восстания, его влияние на последующую судьбу России, меня всегда во всех переломных моментах истории интересовали конкретные люди. И спустя столетия не угасает интерес к этим героям 1825 года – людям, отказавшимся от всех привилегий своего круга, рискнувшим свободой и жизнью ради благородной цели. Об одном из этих людей, участнике тех трагических событий, мы сегодня вспомним.

Среди декабристов было много замечательных людей, но даже на этом  блистательном фоне выделяется фигура Николая Александровича Бестужева.

Николай Бестужев — выдающийся деятель освободительного движения, декабрист, член Северного общества («умнейший человек среди заговорщиков», по словам Николая I), художник, этнограф, путешественник, изобретатель, экономист, историограф флота, критик. Такое обширное поле деятельности привлекает внимание к этой незаурядной личности.

Как до ссылки за революционную деятельность, так и после Николай Александрович Бестужев занимался переводами прозы Байрона, Вальтера Скотта, Томаса Мура на русский язык, писал статьи, которые были посвящены преимущественно морской истории, очерки о европейских народах (по впечатлениям от заграничных плаваний в молодости), сибирских инородцев (в ссылке). Выдающимся писателем Николаю Александровичу стать не удалось, но его сочинения представляют интерес и легко читаются. Лучшие его рассказы и очерки после смерти декабриста были изданы одной книгой под заглавием «Рассказы и повести старого моряка». В сборник вошли «Записки о Голландии», «Гусиное озеро» (о быте бурят), «Русские в Париже 1814 года» и другие.

Николай Александрович Бестужев был человеком разносторонним. Отличался он и выдающимися техническими способностями. Николай очень быстро усваивал все виды ручной работы, постоянно генерировал творческие идеи. Во время службы в корпусе он придумал спасательную лодку — «бестужевку», а в ссылке в Сибири построил экономную «бестужевскую печь». В тюрьме декабрист Николай Александрович Бестужев без инструментов сделал часы, которые не останавливались и отличались правильным ходом. В Сибири он чинил мельницы, шил сапоги и фуражки, придумывал ювелирные украшения, метеорологические приборы, устраивал парники и огороды, кожевенные заводы.

После поражения восстания на каторгу было сослано около ста человек. Среди них был и Николай Бестужев.

Тринадцатого сентября 1827 года декабрист прибыл в Читинский острог, а через три года был переправлен в Петровский Завод. Туда осужденные декабристы добирались пешком. Два раза в день декабристов выводили на работы. Они рыли канавы для оттока воды, обрабатывали огород, ремонтировали дороги, строили мастерские, мололи на ручных жерновах муку. К работе на заводе осужденных не подпускали, опасаясь их влияния на рабочих. Только однажды Николая Бестужева и Константина  Торсона допустили в цех, чтобы починить одну из машин. Каждый на каторге занимался ремеслом по своим наклонностям и умениям. Петровские узники основали школу для обучения грамоте заводских детей, а жены декабристов обучали местных жительниц рукоделиям и музыке.

В 1839 году братья Николай и Михаил Бестужевы переведены на поселение в Селенгинск, этот город находится в Иркутской губернии. На каторге и в поселении Николай Александрович Бестужев занимался токарным, ювелирным и часовым делом. Там он разработал инновационную конструкцию хронометра, работал над ружейным замком, проводил метеорологические, астрономические и сейсмические исследования, выращивал арбузы и табак, описал местное месторождение каменного угля. Кроме того, декабрист собирал бурятские сказки и песни.

Участники восстания в своих мемуарах единодушно отмечали блестящие, многообразные дарования Николая Бестужева, с восхищением писали о его «золотых руках».

«Николай Бестужев был гениальным человеком, и Боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!… У него были золотые руки, и всё, к чему он их прикладывал, ему удавалось» (Н. И. Лорер).

«… По способностям , по своей деятельности он был весьма замечательной личностью. Чем не занимался он! И литературой, и живописью, и механикой. У него были золотые руки. Всё, что он делал, исполнялось с большой отчётливостью и знанием дела. Характер у него уживчивый, добрый весёлый» (Н. В. Басаргин).

«Николай Александрович имел, можно сказать, золотые руки и гениальную голову. Не было ремесла или искусства, которого бы он не знал и не изучил почти в совершенстве и, главное, не по одной теории, но и на деле…» (А. И. Штукенберг).

Но среди поистине необычных дел, осуществлённых Бестужевым на каторге, было одно, подобное которому вряд ли когда-либо предпринималось в подобной обстановке. Это портретная галерея участников декабрьского восстания, которую Бестужев задумал в тюрьме. Он решил сохранить для следующих поколений – «для истории» — облик первых русских революционеров, твёрдо веря, что настанет время, когда люди будут вспоминать героев 14 декабря с восхищением и благодарностью.

Несмотря на огромные трудности, Бестужев осуществил свой замысел. За двенадцать лет пребывания на каторге ему удалось выполнить акварельные портреты не только всех товарищей по заключению, но и жен их, добровольно отправившихся в Сибирь, чтобы разделить участь мужей. Правда, некоторые из этих портретов Бестужеву пришлось уже тогда, в тюремные годы, подарить самим изображенным, не успев сделать для себя повторений. Но большинство работ осталось у художника. Придавая огромное значение собранию исполненных им портретов, Николай Бестужев сумел сохранить эти портреты на каторге, на поселении и не расставался с ними до конца жизни.

Николай Бестужев умер 15 мая 1866 года. Бернгард Васильевич Струве писал в «Воспоминаниях о Сибири», что декабрист, возвращаясь из Иркутска в Селенгинск, нагнал двух старушек-странниц, усадил их в свою повозку, а сам продолжал переправу на козлах (и это при усиливающейся метели). При этом он простудился. Прибыв в Селенгинск, он слег, а спустя несколько суток «скончался, как праведник». Похоронен на берегу Селенги.

Предлагаю вашему вниманию книгу, посвящённую этому удивительному человеку:

Зильберштейн, И, С. Художник-декабрист Николай Бестужев / И. С. Зильберштейн. — 3-е изд., доп. — Москва : Изобразительное искусство, 1988. — 676,[1] с. : ил., факс.

 Созданная Николаем Бестужевым в Читинском и Петровском острогах, а также на поселении, портретная галерея декабристов и их жен, последовавших за ними в изгнание — драгоценная реликвия отечественной истории и культуры, глубоко волнующий художественный документ исключительной исторической ценности. В книге собрана серия акварельных портретов и пейзажей, судьба которых долгое время оставалась неизвестной. Эти работы были отысканы, исследованы и затем впервые полностью опубликованы доктором искусствоведения Ильёй Самойловичем Зильберштейном в его книге, посвященной героической жизни и творческому подвигу Николая Бестужева. В 1979 году второе, дополненное издание книги было удостоено Государственной премии СССР. В книге 250 иллюстраций (из них 74 цветных).