Зав. БИЦ имени М.В. Ломоносова Эсаулова Е.Ю. подготовила краеведческий альманах .
В каждом крае, в каждом уголке любой страны существуют свои легенды. И можно считать патриотизмом, если человек знает, исследует, уважает и пропагандирует историю своей малой родины.
Первые упоминания о Черкасске появились в исторических очерках 1593 года, хотя некоторые ученые, считают, что город был основан запорожскими казаками еще раньше — в 1570 году. Станица прославилась тем, что именно из этих мест и Монастырского городка, расположенного в 7 км ниже по Дону, начался поход казаков на турецкую крепость Азов. Захват ее и удержание с 1637 по 1641 годы получило название «Азовское сидение».
После того, как казаки ушли из Азовской крепости, турки отомстили им, уничтожив Черкасск и Монастырский городок. Несмотря на это, в 1644 году город был восстановлен и стал столицей Донского войска.
В Черкасске родился Степан Разин и в 1667 году именно здесь произошел бунт донских казаков и началось восстание. В станице не раз бывал Емельян Пугачев.
В 1805 году атаман Матвей Иванович Платов, несмотря на возражения многих казаков, основал Новочеркасск — новую столицу Донского казачества, а Черкасск был переименован в Старочеркасск. Причина переноса столицы донского казачества объяснялась частыми наводнениями весной и пожарами в остальное время года.
Название «Дон» славянского происхождения от слова «дно», у древних славян оно расшифровывалось просто как русло реки или река.
Но на самом деле Дон имеет много имен. Древние греки, некогда поселившиеся на его берегах и занимавшиеся здесь торговлей, называли его Тан или Танаис, иногда еще Гиргис. Более того, они считали Танаис границей между Европой и Азией. Считалось, что за Доном находился конец света, вход в мир мёртвых — тартар.
И именно в этих краях жили прославленные в мифах амазонки. Сначала амазонки поселились на южных берегах Черного моря. Если верить мифам, то амазонки отличались жестокостью и были далеки от традиционных женских занятий, предпочитая им лук, стрелы, мечи и верховую езду. Как появились легендарные женщины-воительницы на Донской земле? На этот счет есть несколько версий. Известный древний историк Геродот писал, что греки победили амазонок и возвращались домой, увозя пленниц. Но женщины взбунтовались и убили мужчин. Кораблем, однако, дамы управлять не умели, поэтому он так и несся по морю во власти волн и ветра. Морское течение было милостиво к бывшим пленницам и, наконец, вынесло корабль к Азовским берегам. Женщины сошли на берег, разграбили первый попавшийся табун лошадей и помчались разорять имущество живших на этой земле скифов. По другой версии другого древнего историка, Деодора Сицилийского, у амазонок появилась царица, которая составила войско из одних женщин, подчинила несколько соседних народов. Опьяненная успехом и властью, она продолжила военные походы со своим хорошо обученным женским войском, а мужчинам оставила домашнюю и черную работу. Так она покорила все народы до Танаиса. Царица погибла в бою, но оставила дочь, которая продолжила дело матери и достигла даже больших успехов.
История женщин-воинов окутана туманом тайны, но точно одно: у скифских народов женщины сражались наравне с мужчинами, возможно, именно этот факт и породил множество мифов об амазонках. Наверное, по этим причинам некоторые древние писатели называют Дон Амазонием. Кстати, о том, почему реку стали называть Танаис существует интересная легенда, тоже связанная с племенем женщин-воительниц. Когда-то герой-богатырь Беросса и амазонка Лисиппа полюбили друг друга, от их любви родился мальчик, которому дали имя Танаис. Он вырос сильным и талантливым воином, но ненавидел женщин и поклонялся лишь богу войны Марсу. Тогда богиня любви Венера вселила в его сердце чувства к собственной матери. Страдающий от запретной любви к Лисиппе юноша бросился в реку Амазоний. Так современный Дон и получил свое древнее название Танаис.
Во времена раннего средневековья Дону дали еще одно имя — «Река славян» или «Русская река», а в скандинавских летописях он значится как Ванаквисль.
«По Дону гуляет казак молодой», — всем известны слова старой народной песни.
Так кто же такие казаки и как они появились в этих краях?
В летописях казаки начали упоминаться с 1444 года, правда, речь там шла о рязанских казаках, заселявших Рязанское княжество. А Дон в то время был его границей. Основную часть рязанского казачество составляли воины, называвшие себя ушкуйниками. Потом к ним стали примыкать вольнолюбивые крестьяне и те, кто был обделен землей. Станичники — так они сначала себя окрестили. Но тюркоязычные ногайцы стали называть их казаки. А само слово «казак» означает и «беглец», и «вольный человек». Когда татары прекратили постоянные набеги, население Рязанского княжества сильно увеличилось. Места стало просто не хватать, поэтому решили осваивать еще не заселенные Донские земли, которые оказались весьма плодородными. Вот так поселились казаки на донских просторах и с 16 века стали называться донскими казаками.
С тех пор к реке у казаков с раннего детства воспитывалось особое отношение. Дон для них всегда был и домом, и кормильцем, именно поэтому называют они его не иначе как «Дон-батюшка». И по сей день славится река рыбалкой. Щука,ерш,окунь,сом,налим,лещ, плотва,красноперка,жерех,пескарь,голавль,сазан, рыбец, сельдь, шемая, судак, тарань — какая только рыба не водится в Дону. Когда-то реку даже считали святой за несметные рыбные богатства.
Нетрудно догадаться, что главным занятием казаков была военная служба, поэтому и история казачества связана с непрерывной борьбой на южных рубежах нашей страны.
1570 год является годом основания донского казачества. Именно тогда Иван Грозный послал казакам грамоту, которая является первым официальным документом, где царь признает донских казаков и доверяет им охрану рубежей Российского государства. Поэтому 3 января 1570 года — это еще и дата создания Всевеликого войска Донского. «Всколыхнулся, взволновался, Православный тихий Дон», — так начинается гимн Войска Донского, а теперь это и гимн Ростовской области. Православный Дон прозвали тоже не просто так. Дело в том, что все казаки были православными, а вдоль всего берега реки блестели купола церквей, которые бравые донцы строили на собственные средства.
Казаки бережно хранят и почитают свою историю.
Одна из древнейших станиц — Старочеркасская, местные жители гордо называют ее Старочеркасском. А несколькими веками ранее это был город Черкасск — столица Войска Донского, культурный и духовный центр края.
Старочеркасский Историко-Архитектурный Музей-Заповедник
Здесь находится музей-заповедник старины, уникальный в своем роде. Там можно увидеть дома-курени, войсковую площадь. Но жемчужина станицы — необыкновенной красоты древний Воскресенский Собор. Этот белокаменный храм с зелеными куполами без позолоты был построен в 1719 году.
За восемьдесят лет до этого казаки собирались в поход на Азов, бывший тогда турецкой крепостью. Они дали обет, что в случае успеха построят храм во имя Воскресения Христова, однако охваченные радостью победы позабыли свое обещание. Вспомнили о нем только во время эпидемии чумы. После этого был построен сначала деревянный храм, который был разрушен пожаром. Огнем был разрушен и второй деревянный храм построенный на этом месте. Но упорные казаки выстроили собор в третий раз. Так появился первый каменный храм на Дону. Много тайн и легенд хранит этот Воскресенский Собор, свидетель прошлых эпох, и задумчиво смотрят в небо его купола.
Старочеркасский музей-заповедник был создан Постановлением Совета министров РСФСР 30 декабря 1970 года по инициативе М. А. Шолохова. Базируется на комплексе памятников XVII—XIX веков бывшей столицы донских казаков г. Черкасска. На бывшем подворье атаманов Ефремовых сохранились: Атаманский дворец, каменный двухэтажный корпус; домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божьей матери; дом Степана Ефремова, построенный в 1770-х годах.
Старый Черкасск — древняя казачья станица, в прошлом историческая столица донского казачества. Станица славится многовековой историей и культурой, живописной природой и гостеприимством донских казаков. Ежегодно она привлекает огромное количество любителей русской старины и почитателей фольклорных праздников.
Старочеркасскую называют «донской Венецией». Такая ассоциация возникает весной, когда многочисленные овраги и рвы заполняются вешними водами.
Молчаливыми свидетелями давно минувших событий этой казачьей земли являются памятники архитектуры, истории и культуры. Самым удивительным из них является первый каменный храм на Дону — Войсковой Воскресенский собор с колокольней, построенный в начале XVIII века. Он поражает уникальным иконостасом и ценными росписями хоров.
Визитная карточка станицы Старочеркасской и Донского края — это единственная сохранившаяся на юге России дворянская усадьба — подворье атаманов Ефремовых с многочисленными архитектурными постройками XVIII-XIX веков. Здесь располагается историко-архитектурный музей-заповедник, который является центром донского, российского и международного туризма.
Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник был основан в 1970 году по инициативе знаменитого донского писателя, лауреата нобелевской премии М. А. Шолохова.
Храмовый комплекс — Войсковой Воскресенский собор, самый древний каменный храм на Дону (1706-1719 гг.), соборная колокольня, единственная, сохранившаяся на юге России колокольня, выполненная в шатровом стиле (1725-1730 гг.);
В фондах музея-заповедника хранится около 70000 музейных экспонатов, разделенных на 26 коллекций, которые отражают быт, обычаи и культуру донского казачества. Среди фондового собрания немало редких и раритетных предметов. Это позволяет в течение года создавать около десяти новых выставок, приуроченных к календарным событиям и отражающим историю донских казаков.
Сегодня в музее-заповеднике открыты для посетителей шесть постоянно действующих экспозиций:
«История донского казачества XVI-начала XX веков»
«Казачий род Ефремовых»
«За веру, Дон и Отечество»
«Традиции казачьей кухни»
Наряду с постоянно действующими экспозициями вниманию посетителей представлены сменные выставки.
Но незабываемой изюминкой для туристов станет знакомство с мультимедийным интерактивным макетом «Черкасск — монумент донскому казачеству». Аналогов таких макетов в музеях Ростовской области нет. В течение 30 минут туристам представится возможность: увидеть город Черкасск в миниатюре в момент его расцвета — начала XIX века, всю жилую, культовую и гражданскую архитектуру, которая была на тот момент в городе. Все это сопровождается аудио рассказом и видео показом, что производит еще большее впечатление на туристов. Дополняют центральный макет два макета поменьше, так сказать две беды города Черкасска — макет пожара в городе и наводнения.
В Старочеркасском музее-заповеднике из сотрудников музея организован фольклорный хор казачьей песни. Поэтому многие мероприятия сопровождаются исполнением казачьих песен и танцев. Наиболее интересными и популярными мероприятиями с участием хора музея стали: Меланьина свадьба, Донские посиделки, Мы донские казаки и концертные программы: Песни Тихого Дона.