Мир православной иконы

Арт-час

Редчайшей ценностью христиан во все времена были изображения святых образов, увековеченные на стенах храмов, церквей и холстах. Это картины ликов Святой Троицы, апостолов, святых и Божьих людей. Такие изображения были названы иконами. Они занимают особое место в православном христианстве.

История возникновения икон

В переводе с греческого языка икона — это “изображение”. Их появление описывается в преданиях и исторических артефактах как мистическое и удивительное. Всего существует три версии возникновения божественных изображений:

  • По одной версии, первой иконой стало изображение Господнего сына. Оно появилось на платке, когда женщина Вероника приложила его к лицу Иисуса Христа. В древних летописях сказано, что Вероника протянула платок Иисусу в тот момент, когда он нес свой крест. Божий сын взял платок, утер пот и кровь с лица, и на куске ткани появился его отпечатавшийся лик.
  • По другой версии, первая икона хранилась у эдесского правителя Авгаря. В древнем писании говорится, что царь Авгарь хранил это полотенце с ликом Божьего сына весьма бережно. Изображение Иисуса Христа появилось на ткани после того, как он вытер им лицо.
  • Третья же версия связана с евангелистом Лукой, известным в то время своими врачебными и художественными способностями. Полагается, что первые иконы, относящиеся к 6 веку нашей эры, написал именно он. Они все были выполнены по энкаустической технологии, которая относилась к египетско-эллинистической культуре. Краски для иконы изготавливались из воска, красящего пигмента и смолы. Изображения благодаря таким краскам получались яркими и насыщенным.

В 8 веке на христианскую Церковь выпали тяжелые испытания. Согласно идеологическим суждениям, иконопись подвергалась критике, которая приобрела не только религиозный характер, но и политический.

Несмотря на это иконы продолжали существовать. Но это было не в городах, а уже в отдаленных провинциях, где за этим никто не следил.

В 787 году произошло одно из важнейших для иконописи событий — догмат по написанию икон признали благим делом. Это произошло на Седьмом Вселенском Соборе при правителях Византии Ирине и Константине 6. Именно после данного собрания иконопись стала развиваться, а религиозное ремесло было полностью одобрено христианским народом.

По своей географической территории, первые иконы появились в Болгарии, затем в Сербии, и потом стали известны на Руси. Первым мастером иконописного ремесла на Руси стал святой Алипий, подвижник Киево-Печерского монастыря.

(Алипий  был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше».

По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как написано в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них – икона Божией Матери – была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами.

Трогательно поучительна легенда о кончине преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу. Преподобный утешал огорченного, говоря, что Бог может «единым словом написать икону Своей Матери».

Опечаленный человек ушел, и тотчас после его ухода в келию преподобного вошел некий юноша и начал писать икону. Болящий старец принял пришедшего за человека и подумал, что заказчик, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота работы и искусность показывали другое. Накладывая золото, растирая на камне краски и живописуя ими, неизвестный написал икону в продолжение трех часов, потом спросил: «Отче, быть может, чего недостает или в чем-либо я погрешил?» «Ты сделал все прекрасно, – сказал старец, – сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он сам сделал через тебя». С наступлением вечера иконописец вместе с иконой стал невидим. Наутро, к великой радости заказчика, икона оказалась в храме, на назначенном для нее месте. А когда после богослужения все пришли благодарить болящего и спрашивали его, кем и как была написана икона, преподобный Алипий ответил: «Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу».)

На сегодняшний день древнерусские иконы сохранились только в соборе Святой Софии который расположен в Великом Новгороде. Остальные древние экземпляры с изображением святых, Иисуса Христа, Богородицы и других Божьих людей были уничтожены во время нашествия монголо-татар.

Значение икон на Руси к этому времени возросло настолько, что стало превосходить даже значение мозаик и фресок в Византии. К тому же русские религиозные традиции, касаемые икон, стали опорой для создания многоярусного иконостаса.

В XIII веке историей отмечается как искусный иконописец святитель Петр, Митрополит Московский.

Самый расцвет русской иконописи пришелся на 14-15 века. Именно тогда она прославилась своими лучшими художниками: Дионисий, Андрей Рублев и Феофан Грек навсегда запомнятся народом как лучшие мастера, написавшие знаменитые иконы.

Иконы, написанные преподобным Андреем, являются национальным достоянием России. Имя иконописца Андрея Рублёва дало наименование целой эпохе. По словам академика Дмитрия Лихачева, она «была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания».

Вершиной творчества Андрея Рублёва является написанная им после смерти преподобного Сергия икона «Троица» — непревзойденный образец иконописания, шедевр мирового искусства и, самое главное, зримое воплощение православного богословия как искусства умной молитвы.

Три ангела, символизирующие Отца, Сына и Святого Духа, представлены на иконе безмолвно беседующими друг с другом. Ангелы сидят вокруг литургического престола и держат совет, Превечный совет о создании человека и его спасении.

Толкование «Троицы»

Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.

Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа — внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание — церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.

Трое ангелов — воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния — это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.

Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.

Круговая композиция

Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.

Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.)

Иконописание называют богословием в красках, а иконы Рублёва – это вершина богословия и умного делания. Именно поэтому постановления Стоглавого собора 1551 года повелевают писать иконы Святой Троицы, так как это делал Андрей Рублёв.

Иконы, написанные им, продолжают возвещать людям истину о Боге, в Троице славимого.

Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. 

Первой работой Феофана Грека считается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». К сожалению, роспись сохранилась не полностью, но и в таком виде она поражает удивительным живописным мастерством и свободой. А неординарность образов свидетельствует о знакомстве автора с учением исихастов, монахов-мистиков, в основу духовной практики которых было положено созерцание нетварного Фаворского света.

Храм Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород.

Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх хра­ма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49). На этом построен живописный язык Феофана — мастер использует всего две краски — охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов — это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное.

Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры — небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен образ Троицы («Гос­теприимство Авраама»): Ав­раам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в воло­сах, вспышки света на ликах и в глазах. 

С 20 века интерес к искусству начал возрастать. Ученые, эксперты и художники до сих пор восхищаются и изучают технологию изготовления икон, которая сохранилась в старообрядной религиозной культуре.

Дорогие друзья! Приглашаем Вас в библиотечно-информационный центр имени М.В. Ломоносова (пр.Сельмаш, 7 А), где можете познакомиться с книгами по искусству.